Календарь
« Декабрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Антология автомобильных кузовов 30-годов
Что в кузове тебе моем?
Антология автомобильных кузовов 30-х годов.
1930-е годы стали золотым веком автомобильной классики. За это
десятилетие кузовной дизайн проделал стремительный путь от
коробообразных форм через классическое совершенство к каплеподобным
машинам начала сороковых. Это время, когда традиционные рамные машины
стали понемногу вытесняться машинами с несущими кузовами, что
впоследствии привело к сокращению кузовных типов, поскольку не все из
них обладали достаточной жесткостью в отсутствии рамы. А тогда, в
1930-е, рамная конструкция машины послужила основой для пышного расцвета
кузовного разнообразия. Перед войной автомобильное производство было
развито всего в нескольких странах, и каждая страна, а часто даже каждая
фирма, имела собственную классификацию кузовов. Давайте попробуем
разобраться во всем этом многообразии.
Лимузин седану не товарищ.
Начнем с самого распространенного типа, с закрытых машин, тех,
что у нас называют седанами, лимузинами и купе. Тридцатые годы стали
временем расцвета закрытых кузовов, в двадцатых годах на дорогах
преобладали открытые машины. По советской классифика цииседан - это
4-дверный закрытый автомобиль. Если салон такого автомобиля имеет
выдвижную звуконепроницаемую перегородку между рядами кресел, то это уже
лимузин, обычно они длиннее седанов, и в них может разместиться на два
человека больше на откидных сиденьях, некоторые лимузины имеют
бронезащиту. Купе - тот же седан, но двухдверный.
В Германии понятия седан вообще не существовало, и все эти
машины назывались лимузинами (4-дверный 2-дверный (фото 1), с
перегородкой - пульман-лимузин (Pullman-Limousine, фото 2)). Если у
4-дверного лимузина есть маленькое окно сразу за задней дверью, то это
6-оконный лимузин (б-fenster, фото 3), если такого окна нет - 4-fenster
(фото 4). У некоторых в крыше есть сдвижной люк или матерчатый экран -
так называемая солнечная крыша (sonnendach, фото 5). Обычно люки
устанавливались по спецзаказу за дополнительную цену. В первой половине
1930-х годов технология еще не позволяла делать всю крышу цельнотянутой,
поэтому многие, особенно большие машины имели дерматиново-фанерный
неоткрывающийся технологический "люк" в центре крыши. В конце 1930-х
производители решили эту проблему. Одновременно с этим автостроение
перешло на цельнометаллические кузова, тогда как раньше кузова состояли
из деревянного каркаса, обшитого металлом.
|
Фото 1. 1938. Адлер Трумпф Юниор 1Е (Adler Trumpf Junior 1E), Германия.
|
|
Фото 2. 1933. Хорьх 830 (Horch pullman limousine), Германия.
|
|
Фото 3. 1937. Опель Супер 6 (Opel Super 6 Limousene 2 Turen), Германия.
|
|
Фото 4. 1938. Мерседес Бенц 230 В143 10 W143), Германия.
|
|
Фото 5. 1937. Мерседес-Бенц лимузин 320 (Mercedes Benz Тур 320 Limousene 4 Turen), Германия.
|
Америка тюдоров и фордоров.
В Северной Америке закрытые автомобили обычно назывались
4-дверный седан (4-door sedan) и 2-дверный седан, а лимузины носили
сокращенное имя лимо (limo). Если сзади у седана - горб багажного
отделения, то это туринг-седан (touring sedan) или горбатый (hump back)
седан (фото 6). Если "спина" седана прямая, это плоскоспинный (flat
back) или покатоспинный (slant back) седан (фото 7). В конце 30-х, когда
машины стали каплеобразными, появилось название фастбэк (fast back) -
быстроспинный. Отдельные фирмы имели свою классификацию Например,
Шевроле (Chevrolet) предлагались как коч (coach) и 2-дверный седан. А
различались они только тем, что коч не имел "горба" багажника. На этом
месте могло располагаться запасное колесо или складная багажная решетка
внизу . Форд (Ford) использовал собственные названия - фор-дор (от four
door, 4 дверный) и тюдор (от two door, 2 дверный) седаны.
|
Фото 6. 1939. Бьюик 40 Спешиал (Buick 40 Special), США.
|
|
Фото 7. 1942. Нэш 600 (Nash 600), США.
|
Тёща, знай своё место!
До 1934 года в США и на связанных с ними европейских фирмах,
например, на немецком Опеле (Opel) производились автомобили с кузовом
виктория-купе (victoria coupe, фото 8). По сути, это такой же 2-дверный
седан, но с укороченным пространством салона сзади, отчего задняя стенка
была не вертикальной по тогдашней моде, а слегка наклонной или сложной
формы. Существовал и открытый вариант - конвертибл (convertible),
"трансформируемая" виктория (фото 9).
Люки в крыше в США, как и в СССР, не были приняты. Американские
автомобили с таким люком иногда встречаются в Европе, но это уже работа
небольших европейских фирм.
Зато в США были очень популярны 2- и 4- местные купе с очень
длинными багажниками. С двумя окнами сбоку и с одним: 5-оконные (5-wm
dow coupe, фото 10) и 3-оконные купе (фото 11) соответственно. На мой
взгляд, очень бестолковый кузов, по крайней мере никто из самих
американцев-коллекционеров не смог мне объяснить, в чем его
преимущества, хотя соглашусь, что некоторые такие машины выглядят
красиво. В Европе их именовали купе-лимузин (в Германии) и родстер-купе
(не только в Германии), "европейцы" часто имели более спортивный силуэт.
Иногда под задней крышкой скрывался не багажник, а еще один ряд
сидений, а сама крышка в открытом виде становилась спинкой дивана.
По-американски это - рамблсит (rumble seat, фото 12). У нас и в Германии
это называлось "тещино место", в Англии - дикки (dickey). Для отличия
купе с обычным багажником в Америке иногда называют бизнес-купе
(business coupe). Были купе и с удлиненной 4-местной кабиной - клуб-купе
(club coupe, фото 13), реже - опера-купе (opera coupe), но вторым
именем называют и другие "купейные" варианты. Клуб-купе имели и открытую
версию, но это уже настолько близкий к другим открытым типам кузов, что
провести грань между ними сложно.
|
Фото 8. 1932. Форд В8 (Ford V8), США.
|
|
Фото 9. 1935. Паккард 1207 с кузовом Дитрих (Packard 1207 Dietrich), США.
|
|
Фото 10. 1936. Форд В8 68 ДеЛюкс (Ford V8 68 DeLuxe), США.
|
|
Фото 11. 1933. МакЛафлин Бьюик 60 С (McLaughlm Buick 60 S), Канада.
|
|
Фото 12. 1935. Форд В8 48 ДеЛюкс (Ford V8-48 DeLuxe), США.
|
|
Фото 13. 1939. Паккард 1700 (Packard 1700), США.
|
Berlin bleibt Franzoesig!
Практичные американцы придумали еще одно применение для своих
купе. Некоторые фирмы выпускали бортовые коробки для груза, которые
вставлялись в проем багажника и фиксировались там. При этом у
большинства моделей крышку багажника приходилось снимать совсем. Такая
комбинация называлась купе-деливери (delivery, фото 14).
В Италии и Франции седаны назывались берлин (berline), причем у
итальянских машин не было стойки между передней и задней дверью, отчего
доступ в салон был очень удобен (фото 15). Такую же схему часто
применяли французы, австрийский Штаер (Steyr) и английская Лагонда
(Lagonda). Странно что сами французы не называли свои кузова седанами,
по имени города Седан, имени, дошедшему до автомобиля еще с каретных
времен. Некоторые кузова были внешне неотличимы от своих 4-дверных
собратьев, но имели дверь в задней стенке салона, такие назывались
коммесьяль (соmmerciale, фото 16). Подобные 3-х и 5-дверники изредка
встречались у немцев (комби, kombiwagen) и у американцев (3-дверные
седаны-деливери, фото 17). И у тех, и у других эти названия имели и
другое значение, но о них - после. 2-дверные закрытые машины носили имя
купе.
Довоенная Чехословакия была одной из ведущих индустриальных
стран мира. Легковые машины делали 8 фирм. Там 4-дверные седаны
назывались лимузинами (limuzina), a 2-дверные - тудорами (tudor, явно
фордовское влияние).
Англичане также не применяли слова седан. 4-дверные машины
носили имя салун (saloon, sln), а 2-дверные - или 2-door saloon, или
фиксд-хед-купе (fixed-head coupe, fhc), то есть купе с жёсткой крышей,
или просто купе. Люки в крышах были очень популярны, это "солнечные"
салоны - саншайн (sunshine), санруф (sunroof) или просто sun saloon.
Другие их названия - скользящая крыша (sliding head, слайдинг хед) или
спорт-салон.
|
Фото 14. 1937. Терраплан (Terraplane), США.
|
|
Фото 15. 1934. Дэляж Д4 (Delage D4), Франция.
|
|
Фото 16. 1935-1940. Ситроен 11ЦВ (Citroen 11CV), Франция.
|
|
Фото 17. 1935. Плимут ПиДжей (Plymouth PJ), США.
|
Дрова: топи кривыми - поворачиваем!
С милитаризацией и расширением Германии (читай - почти во всей
Европе) возникли проблемы с бензином. В 1935-м появились первые
дизельные легковушки - Мерседес-Бенц (Mercedes-Benz) и Ганомаг
(Hanomag). Другим решением проблемы стали газогенераторные двигатели
фирмы Имберт (Imbert), работающие на угольных брикетах (в СССР дело
дошло только до экспериментов, серийно выпускались только газогенераторы
для грузовиков, в основном работающие на дровах). Внешне такая
газогенераторная машина - это тот же лимузин, но обвешанный емкостями и
трубами реакторов, теплообменников и фильтров (фото 18). После войны
большинство этих машин перевели назад в бензиновые (карбюраторные),
поэтому найти газогенераторную машину - огромная коллекционерская удача.
Существовало множество прототипов с попытками убрать газогенераторную
навеску внутрь кузова, внешне эти "разжиревшие" образцы не очень
смотрелись.
|
Фото 18. 1939. Мерседес-Бенц 170 ФауГ (Mercedes-Benz 170 VG), Германия.
|
Что у "трансформатиле" выше пояса.
Перейдём теперь к открытым машинам и начнём для плавности с
кабриолимузина (Cabriolimousine) или кабриолет-лимузина. Так они зовутся
в Германии. В Чехословакии - это полукабриолет (polokabriolet).
Англосаксы вообще игнорировали этот тип кузова. В Италии - это берлина
трасформатиле (berlina trasformatile). В отличие от аналогичных седанов и
купе, эти машины имеют брезентовый верх и заднюю стенку салона "выше
пояса". Брезент ложится на легкосъёмные поперечины между боковыми
стенками, а в сложенном виде он располагается над задним багажником.
Базой для кабриолимузинов служили 4-дверные (и 6- и 4-оконные, фото 19) и
2-дверные (фото 20) кузова. Родственником купе-лимузина был 2-местный
кабриолет или, иначе, родстер-кабриолет (фото 21). Такой кузов, но под
другими именами, был и у американцев и англичан - спорт-купе или
ландо-купе (landau coupe).
|
Фото 19. 1938. Мерседес-Бенц 170 Фау (Mercedes-Benz 170 V), Германия.
|
|
Фото 20. 1934-1937. Ганза-Ллойд 1700 (Hansa-Lloyd 1700), Германия.
|
|
Фото 21. 1933. ДКВ 600 Райшляссе (DKW 600 Reichsklasse), Германия.
|
Скажем дружно: ландо - нужно.
Самые любимые в коллекционерской среде - кабриолеты. В отличие
от кабриолимузина, тент кабриолета постоянно натянут на деревянную
шарнирную раму, которая в закрытом положении удерживается фиксаторами на
рамке ветрового стекла, а в открытом располагается сзади, обычно в виде
"воротника". Наиболее четкая и всеобъемлющая классификация кабриолетов -
у фирмы Мерседес-Бенц. Кабриолет А (фото 22) - 2-х местный, иногда за
диваном расположено 1-2 детских места, по-спортивному покатая задняя
часть, сбоку только одно окно, опускающееся в дверцу. Кабриолет В (фото
23, самый популярный в Германии) - четырехместный, двухдверный, задний
ряд кресел имеет свое окно (сразу за дверным). Кабриолет С (фото 24)
отличается от предыдущего отсутствием второго бокового окошка, на этом
месте брезент. Кабриолет D (фото 25) - четырехдверный. Кабриолет Е (фото
26) - 6-оконный лимузин, у которого есть тент над последним рядом
боковых окон, такое обозначение довольно редко - сам Мерседес-Бенц и
другие немецкие фирмы, да и за пределами Германии дружно называли их
ландо (landaulette). Кабриолет F (фото 27) - он иногда называется
пульман-кабриолет - по сути это пульман-лимузин с открытым верхом.
Кабриолеты F иногда тоже имели бронирование.
|
Фото 22. 1937. Мерседес-БенцкабриоА (Mercedes Benz Тур 320 п Cabriolet А), Германия.
|
|
Фото 23. 1937. Мерседес-Бенц кабрио Б (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet В), Германия.
|
|
Фото 24. Мерседес Бенц кабрио С (Mercedes Benz Тур 320 Cabriolet С), Германия.
|
|
Фото 25. 1937. Мерседес Бенц кабрио Д (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet D), Германия.
|
|
Фото 26. 1938. Мерседес Бенц пульман 320 (Mercedes-Benz Тур 320 Pulman), Германия.
|
|
Фото 27. 1937. Мерседес Бенц пульман-кабрио Ф 320 (Mercedes-Benz Тур 320 n Pulman Cabriolet F) Германия.
|
Фаэтон на турере сидит и турингом погоняет.
В названиях кабриолетов других фирм и стран континентальной
Европы нет четкости, и под эти названия можно подвести сразу несколько
типов из приведенного списка. В СССР серийно кабриолеты до войны не
производились. А ГАЗ-11-40, ГАЗ-61-40 и ЗиС-102 скорее относятся к
фаэтонам, хотя у них и слитные с кузовом рамки ветровых стекол.
В Америке собственно кабриолетами назывались кабриолеты А и
что-то промежуточное между А и С, причем они часто выпускались с
"тещиным местом". Кабриолет D был известен под именем конвертибл седан
(convertible sedan). Кабриолеты В, Е и F нетипичны для США.
В Англии кабриолеты А и С именовались дроп-хед купе (drop-head
coupe, dhc), т .е. купе со спадающей крышей. Кабриолет D там довольно
редок, те, что ввозились из-за границы, назывались drop-head cabriolet,
4-door cabriolet или на американский манер convertible sedan.
Один из самых популярных в 1920-х годах 4-7-местный кузов -
фаэтон (phaeton) или турер (tourer), туринг (touring) отличается от
кабриолетов опускающейся на капот рамкой ветрового стекла, целлулоидными
съемными боковыми окошками (обычно на кнопках) и простым тентом, как у
кабриолимузинов. Были и 4-х и 2-дверные версии. Из наших машин фаэтоном в
чистом виде можно считать ГАЗ-А (фото 28) - копию Форда-А. Особая и
довольно редкая разновидность - дьюэл каул фаэтон (dual cowl, двойная
кабина, фото 29). В отличие от Форда, некоторые американские фирмы
применяли к таким машинам термин туринг. В Италии есть кузовное ателье
Туринг (Turing), но эти страны далеки друг от друга. Более близкие к
итальянцам англичане и немцы пользовались словом турер, хотя в Англии
чаще говорили open 4-seater (открытый 4-местный) и здесь этот тип кузова
близко смыкается с английским 4-местным родстером (только 2-дверные).
Пожалуй, родстер (roadster) имел более низкий спортивный силуэт и почти
всегда - локтевые вырезы в верхней части двери для сидящих впереди (фото
30). 4-местные родстеры были не менее популярны на острове, чем
родстеры 2-местные (фото 31). Точно такая же картина была и в
Чехословакии. В остальных странах родстер - непременно 2-местная машина,
и локтевые вырезы совсем не обязательны. В США конечно же опять
большинство машин было оснащено "тещиным местом". Если в Европе родстер -
ярко выраженный спортивный автомобиль, то за океаном это скорее
2-местный фаэтон, не более. Для машин с более спортивной внешностью
использовалось понятие спидстер (speedster), хотя нередко они назывались
и родстерами тоже. Некоторые - boattail roadster (или speedster), то
есть с корабельной кормой, а на самом деле напоминающей заднюю часть
пчелы или муравья (фото 32). Вообще, родстер - интернациональное слово,
но во Франции, а особенно в Италии, машины этого типа называли спайдер
(spider).
|
Фото 28. 1932-1936. ГАЗ А СССР, фото 1934-1936, такси.
|
|
Фото 29. 1939. Ява Минор (Jawa Minor), Протекторат Богемия-Моравия (Protektorat Boehmen-Maehren).
|
|
Фото 30. 1938. Енсен Эй 3.5-литра (Jensen A 3.5-litre), Англия.
|
|
Фото 31. 1936-1939. Форд Эйфель
(Ford Eifel), Германия (Eifel - горный район на западе Германии, не
путать со знаменитым инженером).
|
|
Фото 32. 1934. ФИАТ 508С (FIAT 508S), германская сборка.
|
Седанка, обыкновенная.
Сравнительно редким типом автомобилей были седанки (sedanca). В
таком кузове пассажиры сидят под жесткой крышей, а шофер мокнет под
дождем, если только над ним не предусмотрен матерчатый верх.
Седанка-купе или купе де виль (coupe de ville, городское купе, фото 33) -
2-дверный 4-местный с жестким навесом над задними сиденьями, который,
кажется, все же не спасает колени от дождя. Были варианты с пассажирским
окном и без. Седанка де вилль, таункар (towncar), городской автомобиль
или броугэм (brougham, этим именем называли также и ландо, и имитацию
под ландо, где под материей был жесткий кузов) - то же, но 4-дверное.
Седанка-лимузин - с перегородкой от водителя (и непогоды), эти машины
называли и вышеупомянутыми тремя названиями. 4-дверные седанки были как
4-оконными (фото 34), так и 6-оконными (фото 35).
Встречались и совсем экзотические помеси, как вот этот
таункар-ландо (фото 36). Уже тогда кузовные ателье предлагали варианты,
которые быстро трансформировались из одного типа кузова в другой.
Например, такой 3-позиционный кабриолет (фото 37), у которого тент в
среднем положении образовывал "седанку". Или такой кабриолет с выдвижной
жесткой крышей (фото 38).
|
Фото 33. 1937 Бентли 4 1/4 литра с кузовом Баркер (Bentley 4 1/4 litre Barker), Англия.
|
|
Фото 34. 1935. Дюзенберг Джей с кузовом Джадкинз (Duesenberg J, Judkins), США.
|
|
Фото 35. 1933. Дюзенберг Джей (Duesenberg J), США.
|
|
Фото 36. 1933. Линкольн В12 251 КБ с кузовом Брунн (Lincoln V12 251 KB Brunn), США.
|
|
Фото З7. 1933. Дэляж Д8СС (Delage D8SS), Франция.
|
|
Фото 38. 1937. Пежо 402 Вариант Эклипс (Peugeot 402 Variante Eclipse), Франция.
|
За город, в пампасы.
Говоря о легковых кузовах, нельзя не упомянуть о "рабочих
лошадках" - коммерческих машинах на базе легковушек. Особенно богата
гамма этих машин в США, где они, пожалуй, копировали все профессии
больших грузовиков. Продолжительность жизни у таких работяг намного
короче, чем у обычных легковых, что делает их особо привлекательными для
определенного круга любителей автостарины, кроме того, эти машины
просто красивы.
Самый близкий к пассажирскому тип - универсал (это чисто
отечественное и более позднее название - до войны у нас таких машин не
было вообще, фото 39). В Германии это - комбиваген (Kombiwagen), в США -
субурбан (suburban, пригородный), в Англии и Австралии - истэйт
(estate, дачный) или ютилити (utility, практичный, этим термином
называли любой легкий коммерческий автомобиль), во Франции - брак (le
break), в Чехословакии - броук (brouk). Эти машины были и 3-, и
5-дверными.
Очень красивы универсалы из неокрашенных лакированных
деревянных реек и фанеры (фото 40). В США они носили название деревянный
вагон (woody wagon или woodie) или стэишн (station, станционный) вагон.
Второе название употреблялось и для цельнометаллических субурбанов. В
Англии это шутинг брэйк (shooting brake) или wooden utility. Кстати, в
начале 1940-х таким способом отделывались и дверцы некоторых
американских "деревенских" седанов (кантри седан, country sedan).
|
Фото 39. 1942. Джи-Эм-Си(GМС), США.
|
|
Фото 40. 1932. Форд (Ford), США.
|
С бортом и без борта.
Самый популярный микрогрузовик - пикап, pickup в СССР и США,
фирма Студебеккер (Studebaker) называла свои пикапы купе-экспресс,
притшенваген или притше, Pritschenwagen (в Германии), камионет,
camionette (во Франции), камиончино, camioncino (в Италии), ютилити
(опять!) (в Англии), валник или валничек, valnik, valnicek (в
Чехословакии). В США самый распространенный - бортовой пикап с
металлической платформой, обычно отдельной от кузова (фото 41). До 1932
года некоторые из них еще имели брезентовую кабину (родстер-пикап), для
отличия пикапов с закрытой кабиной о них говорили клоузд-кэб (closed
cab) пикап. Существовали пикапы с деревянной платформой без бортов
(flat-bed) и с кузовом из деревянных планок (stake body pickup,
стейк-боди, фото 43).
|
Фото 41. 1940. Форд В8 (Ford V8), США.
|
|
Фото 42. 1932. Форд Б (Ford В), США.
|
|
Фото 43. 1938. Плимут (Plymouth), США.
|
Фургоны от кареты до "лунохода".
Очень хороши фургоны (фото 44), особенно интегральные, у
которых кузов и кабина составляют одно целое (фото 45). В Германии -
кастенлиферваген (Kastenlieferwagen, Kastenwagen, коробчатый вагон), во
Франции - фургонет (fourgonette), в Италии - фургончино (furgoncino), в
Англии - вэн или деливери вэн (delivery van), в Чехословакии - додавка
(dodavka), скржиновы воз (skrinovy vuz, коробчатый) или фургон (furgon).
В Северной Америке они звались седан-деливери или пэнэл вэн (panel
van). Встречалась также редкая версия с открытыми боковинами грузового
отсека, с занавесками и без для уличной торговли (canopy express,
канопи-экспресс, т.е. с навесом, фото 46). Выпускались эвакуаторы
(wrecker, tow truck, фото 47), похоронные (hearse, фото 48), пожарные
(firetruck, по-немецки - Feuerwehr) и даже микросамосвалы (dumper,
dumptruck) и седельные тягачи (tractor, semitractor), перечислить все
типы невозможно.
Особый поклон санитарным машинам или, как их у нас называют,
каретам скорой помощи (фото 49). Обычно это тот же универсал с
креплением для носилок и спецоборудованием. По-английски - ambulance,
по-немецки - Sanitaetswagen, Krankenwagen, в Чехословакии - sanitka.
Полицейские машины и такси, как правило, тоже отличаются от
стандартных машин только окраской и оборудованием, хотя об английских
кэбах (cab) этого не скажешь (фото 50). В Германии кузова для такси
называли дрошкенваген (Droschkenwagen) в Италии - тасси (tassi).
|
Фото 44. 1939-1941. Пежо Д5 (Peugeot D5), Франция.
|
|
Фото 45. 1936. Шевроле ЭфБи (Chevrolet FB), США.
|
|
Фото 46. 1937. Шевроле ДжиСи (Шевроле GC), США.
|
|
Фото 47. 1938. Додж (Dodge), США.
|
|
Фото 48. 1938. Паккард Эйт с кузовом Эй Джи Миллер (Packard Eight, A.J. Miller), США.
|
|
Фото 49. 1937. Ля Салль 50 (La Salle 50), США.
|
|
Фото 50. 1932-1934. Остин (Austin), Англия.
|
Теренни воз и ныне там!
Несколько слов о военных легковых машинах. В странах союзников
как-то сразу сложился джип (jeep) в привычном и теперь значении (фото
51), в Германии их до сих пор зовут гэлендваген (Gelaendwagen), в Италии
- милитаре (militare), в Чехословакии - теренни воз (terenni vuz). На
джипах базировалось много кузовов различного назначения, но это
отдельная большая тема. Амфибии тоже везде одинаковы (в Германии их
называли швиммваген, Schwimmwagen, а у нас иногда вместо слова амфибия в
техпаспортах ставили забавное сочетание "плавающая лодка", фото 52).
По ту сторону фронта ничего похожего на привычный джип так за
всю войну и не было создано, но там существовало много типов
командирских машин. Их развитие шло двумя путями. Первый - взять обычный
турер и приспособить его для перевозки солдат и экипировки, на
спецмашинах установить радиостанцию, зенитный пулемет и т.д. Более
тяжелые машины снабжались буксирным приспособлением для пушки Рак-37 или
походной кухни. Некоторые вместо полудверей имели вырезы, закрываемые
брезентовыми скатками (фото 53). Недостаток этих машин - они не были
вездеходами. Второй путь - 2-х и 3-осные вездеходы (фото 54 и 55). И для
тех, и для других за основу брались, как правило, большие легковые
машины и легкие грузовики. Особая тема - полугусеничная техника (фото
56), впрочем, их вряд ли имеет смысл относить к легковым. Надо сказать,
что в СССР были созданы опытные образцы и тех, и других, но вовремя было
принято решение взять за основу американские разработки в этой области.
С 1937 года Германия начала выпускать унифицированные
командирские машины трех классов - легкого (фото 57), среднего и
тяжелого, все с колесной формулой 4x4. Позднее был создан самый удачный
кюбельваген - легкий КдФ-82 (фото 58), но он имел только заднюю ведущую
ось. Лишь небольшая часть его модификаций была оборудована полным
приводом. К армейским машинам в Германии пристало имя кюбельваген
(Kuebelwagen, бадья).
|
Фото 51. 1941-1942. Виллис ЭмБи, ранний вариант (Willys MB), США.
|
|
Фото 52. 1944. КдФ 166 (KdF 166), Германия.
|
|
Фото 53. 1939. КдФ 62 (KdF 62), Германия.
|
|
Фото 54. 1937. 1941 Мерседес Бенц Г5 (Mercedes Benz G5), Германия.
|
|
Фото 55. 1933. Мерседес Бенц ГЗ (Mercedes Benz G3), Германия.
|
|
Фото 56. 1941. Демаг Д7 (Demag D7), Германия.
|
|
Фото 57. 1940-1943. Штевер Тип 40 Крафтфарцейг 2 (Stoewer Тур 40, Kfz 2), Германия.
|
|
Фото 58. 1944. КдФ 82 (KdF 82), Германия.
|
Кузова от футюр
Пожалуй, есть смысл на этом остановиться. До войны было модно
закупать только шасси и заказывать кузов на свой вкус многочисленным
кузовным фирмам, даже несмотря на богатый выбор стандартных типов,
предлагаемых автозаводами. Поэтому вряд ли возможно в короткой статье
рассказать все. Многие кузова не поддаются строгой классификации (куда,
например, отнести этот футуристический автомобиль? Фото 59), да и сама
классификация была условна и менялась со временем. Она - предмет споров и
обсуждений среди любителей автомобильной истории. И, наверное, это не
так уж плохо.
|
Фото 59. 1939. самодельный автомобиль на базе 1937 Форд V-8, Канада.
|
|