Календарь 
| «  Ноябрь 2025  » |  | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |  |   |   |   |   |   | 1 | 2 |  | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |  | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |  | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |  | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |  
  
 
Статистика 
 Онлайн всего: 5  Гостей: 5  Пользователей: 0  
 
 | 
Антология автомобильных кузовов 30-годов 
 
Что в кузове тебе моем?
 
Антология автомобильных кузовов 30-х годов. 
 
1930-е годы стали золотым веком автомобильной классики. За это 
десятилетие кузовной дизайн проделал стремительный путь от 
коробообразных форм через классическое совершенство к каплеподобным 
машинам начала сороковых. Это время, когда традиционные рамные машины 
стали понемногу вытесняться машинами с несущими кузовами, что 
впоследствии привело к сокращению кузовных типов, поскольку не все из 
них обладали достаточной жесткостью в отсутствии рамы. А тогда, в 
1930-е, рамная конструкция машины послужила основой для пышного расцвета
 кузовного разнообразия. Перед войной автомобильное производство было 
развито всего в нескольких странах, и каждая страна, а часто даже каждая
 фирма, имела собственную классификацию кузовов. Давайте попробуем 
разобраться во всем этом многообразии. 
 
 
 
 
Лимузин седану не товарищ. 
 
Начнем с самого распространенного типа, с закрытых машин, тех, 
что у нас называют седанами, лимузинами и купе. Тридцатые годы стали 
временем расцвета закрытых кузовов, в двадцатых годах на дорогах 
преобладали открытые машины. По советской классифика цииседан - это 
4-дверный закрытый автомобиль. Если салон такого автомобиля имеет 
выдвижную звуконепроницаемую перегородку между рядами кресел, то это уже
 лимузин, обычно они длиннее седанов, и в них может разместиться на два 
человека больше на откидных сиденьях, некоторые лимузины имеют 
бронезащиту. Купе - тот же седан, но двухдверный. 
 
В Германии понятия седан вообще не существовало, и все эти 
машины назывались лимузинами (4-дверный 2-дверный (фото 1), с 
перегородкой - пульман-лимузин (Pullman-Limousine, фото 2)). Если у 
4-дверного лимузина есть маленькое окно сразу за задней дверью, то это 
6-оконный лимузин (б-fenster, фото 3), если такого окна нет - 4-fenster 
(фото 4). У некоторых в крыше есть сдвижной люк или матерчатый экран - 
так называемая солнечная крыша (sonnendach, фото 5). Обычно люки 
устанавливались по спецзаказу за дополнительную цену. В первой половине 
1930-х годов технология еще не позволяла делать всю крышу цельнотянутой,
 поэтому многие, особенно большие машины имели дерматиново-фанерный 
неоткрывающийся технологический "люк" в центре крыши. В конце 1930-х 
производители решили эту проблему. Одновременно с этим автостроение 
перешло на цельнометаллические кузова, тогда как раньше кузова состояли 
из деревянного каркаса, обшитого металлом. 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 1. 1938. Адлер Трумпф Юниор 1Е (Adler Trumpf Junior 1E), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 2. 1933. Хорьх 830 (Horch pullman limousine), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 3. 1937. Опель Супер 6 (Opel Super 6 Limousene 2 Turen), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 4. 1938. Мерседес Бенц 230 В143 10 W143), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 5. 1937. Мерседес-Бенц лимузин 320 (Mercedes Benz Тур 320 Limousene 4 Turen), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Америка тюдоров и фордоров. 
 
В Северной Америке закрытые автомобили обычно назывались 
4-дверный седан (4-door sedan) и 2-дверный седан, а лимузины носили 
сокращенное имя лимо (limo). Если сзади у седана - горб багажного 
отделения, то это туринг-седан (touring sedan) или горбатый (hump back) 
седан (фото 6). Если "спина" седана прямая, это плоскоспинный (flat 
back) или покатоспинный (slant back) седан (фото 7). В конце 30-х, когда
 машины стали каплеобразными, появилось название фастбэк (fast back) - 
быстроспинный. Отдельные фирмы имели свою классификацию Например, 
Шевроле (Chevrolet) предлагались как коч (coach) и 2-дверный седан. А 
различались они только тем, что коч не имел "горба" багажника. На этом 
месте могло располагаться запасное колесо или складная багажная решетка 
внизу . Форд (Ford) использовал собственные названия - фор-дор (от four 
door, 4 дверный) и тюдор (от two door, 2 дверный) седаны. 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 6. 1939. Бьюик 40 Спешиал (Buick 40 Special), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 7. 1942. Нэш 600 (Nash 600), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Тёща, знай своё место! 
 
До 1934 года в США и на связанных с ними европейских фирмах, 
например, на немецком Опеле (Opel) производились автомобили с кузовом 
виктория-купе (victoria coupe, фото 8). По сути, это такой же 2-дверный 
седан, но с укороченным пространством салона сзади, отчего задняя стенка
 была не вертикальной по тогдашней моде, а слегка наклонной или сложной 
формы. Существовал и открытый вариант - конвертибл (convertible), 
"трансформируемая" виктория (фото 9). 
 
Люки в крыше в США, как и в СССР, не были приняты. Американские
 автомобили с таким люком иногда встречаются в Европе, но это уже работа
 небольших европейских фирм. 
 
Зато в США были очень популярны 2- и 4- местные купе с очень 
длинными багажниками. С двумя окнами сбоку и с одним: 5-оконные (5-wm 
dow coupe, фото 10) и 3-оконные купе (фото 11) соответственно. На мой 
взгляд, очень бестолковый кузов, по крайней мере никто из самих 
американцев-коллекционеров не смог мне объяснить, в чем его 
преимущества, хотя соглашусь, что некоторые такие машины выглядят 
красиво. В Европе их именовали купе-лимузин (в Германии) и родстер-купе 
(не только в Германии), "европейцы" часто имели более спортивный силуэт.
 Иногда под задней крышкой скрывался не багажник, а еще один ряд 
сидений, а сама крышка в открытом виде становилась спинкой дивана. 
По-американски это - рамблсит (rumble seat, фото 12). У нас и в Германии
 это называлось "тещино место", в Англии - дикки (dickey). Для отличия 
купе с обычным багажником в Америке иногда называют бизнес-купе 
(business coupe). Были купе и с удлиненной 4-местной кабиной - клуб-купе
 (club coupe, фото 13), реже - опера-купе (opera coupe), но вторым 
именем называют и другие "купейные" варианты. Клуб-купе имели и открытую
 версию, но это уже настолько близкий к другим открытым типам кузов, что
 провести грань между ними сложно. 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 8. 1932. Форд В8 (Ford V8), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 9. 1935. Паккард 1207 с кузовом Дитрих (Packard 1207 Dietrich), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 10. 1936. Форд В8 68 ДеЛюкс (Ford V8 68 DeLuxe), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 11. 1933. МакЛафлин Бьюик 60 С (McLaughlm Buick 60 S), Канада. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 12. 1935. Форд В8 48 ДеЛюкс (Ford V8-48 DeLuxe), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 13. 1939. Паккард 1700 (Packard 1700), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Berlin bleibt Franzoesig! 
 
Практичные американцы придумали еще одно применение для своих 
купе. Некоторые фирмы выпускали бортовые коробки для груза, которые 
вставлялись в проем багажника и фиксировались там. При этом у 
большинства моделей крышку багажника приходилось снимать совсем. Такая 
комбинация называлась купе-деливери (delivery, фото 14). 
 
В Италии и Франции седаны назывались берлин (berline), причем у
 итальянских машин не было стойки между передней и задней дверью, отчего
 доступ в салон был очень удобен (фото 15). Такую же схему часто 
применяли французы, австрийский Штаер (Steyr) и английская Лагонда 
(Lagonda). Странно что сами французы не называли свои кузова седанами, 
по имени города Седан, имени, дошедшему до автомобиля еще с каретных 
времен. Некоторые кузова были внешне неотличимы от своих 4-дверных 
собратьев, но имели дверь в задней стенке салона, такие назывались 
коммесьяль (соmmerciale, фото 16). Подобные 3-х и 5-дверники изредка 
встречались у немцев (комби, kombiwagen) и у американцев (3-дверные 
седаны-деливери, фото 17). И у тех, и у других эти названия имели и 
другое значение, но о них - после. 2-дверные закрытые машины носили имя 
купе. 
 
Довоенная Чехословакия была одной из ведущих индустриальных 
стран мира. Легковые машины делали 8 фирм. Там 4-дверные седаны 
назывались лимузинами (limuzina), a 2-дверные - тудорами (tudor, явно 
фордовское влияние). 
 
Англичане также не применяли слова седан. 4-дверные машины 
носили имя салун (saloon, sln), а 2-дверные - или 2-door saloon, или 
фиксд-хед-купе (fixed-head coupe, fhc), то есть купе с жёсткой крышей, 
или просто купе. Люки в крышах были очень популярны, это "солнечные" 
салоны - саншайн (sunshine), санруф (sunroof) или просто sun saloon. 
Другие их названия - скользящая крыша (sliding head, слайдинг хед) или 
спорт-салон. 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 14. 1937. Терраплан (Terraplane), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 15. 1934. Дэляж Д4 (Delage D4), Франция. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 16. 1935-1940. Ситроен 11ЦВ (Citroen 11CV), Франция. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 17. 1935. Плимут ПиДжей (Plymouth PJ), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Дрова: топи кривыми - поворачиваем! 
 
С милитаризацией и расширением Германии (читай - почти во всей 
Европе) возникли проблемы с бензином. В 1935-м появились первые 
дизельные легковушки - Мерседес-Бенц (Mercedes-Benz) и Ганомаг 
(Hanomag). Другим решением проблемы стали газогенераторные двигатели 
фирмы Имберт (Imbert), работающие на угольных брикетах (в СССР дело 
дошло только до экспериментов, серийно выпускались только газогенераторы
 для грузовиков, в основном работающие на дровах). Внешне такая 
газогенераторная машина - это тот же лимузин, но обвешанный емкостями и 
трубами реакторов, теплообменников и фильтров (фото 18). После войны 
большинство этих машин перевели назад в бензиновые (карбюраторные), 
поэтому найти газогенераторную машину - огромная коллекционерская удача.
 Существовало множество прототипов с попытками убрать газогенераторную 
навеску внутрь кузова, внешне эти "разжиревшие" образцы не очень 
смотрелись. 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 18. 1939. Мерседес-Бенц 170 ФауГ (Mercedes-Benz 170 VG), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Что у "трансформатиле" выше пояса. 
 
Перейдём теперь к открытым машинам и начнём для плавности с 
кабриолимузина (Cabriolimousine) или кабриолет-лимузина. Так они зовутся
 в Германии. В Чехословакии - это полукабриолет (polokabriolet). 
Англосаксы вообще игнорировали этот тип кузова. В Италии - это берлина 
трасформатиле (berlina trasformatile). В отличие от аналогичных седанов и
 купе, эти машины имеют брезентовый верх и заднюю стенку салона "выше 
пояса". Брезент ложится на легкосъёмные поперечины между боковыми 
стенками, а в сложенном виде он располагается над задним багажником. 
Базой для кабриолимузинов служили 4-дверные (и 6- и 4-оконные, фото 19) и
 2-дверные (фото 20) кузова. Родственником купе-лимузина был 2-местный 
кабриолет или, иначе, родстер-кабриолет (фото 21). Такой кузов, но под 
другими именами, был и у американцев и англичан - спорт-купе или 
ландо-купе (landau coupe). 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 19. 1938. Мерседес-Бенц 170 Фау (Mercedes-Benz 170 V), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 20. 1934-1937. Ганза-Ллойд 1700 (Hansa-Lloyd 1700), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 21. 1933. ДКВ 600 Райшляссе (DKW 600 Reichsklasse), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Скажем дружно: ландо - нужно. 
 
Самые любимые в коллекционерской среде - кабриолеты. В отличие 
от кабриолимузина, тент кабриолета постоянно натянут на деревянную 
шарнирную раму, которая в закрытом положении удерживается фиксаторами на
 рамке ветрового стекла, а в открытом располагается сзади, обычно в виде
 "воротника". Наиболее четкая и всеобъемлющая классификация кабриолетов -
 у фирмы Мерседес-Бенц. Кабриолет А (фото 22) - 2-х местный, иногда за 
диваном расположено 1-2 детских места, по-спортивному покатая задняя 
часть, сбоку только одно окно, опускающееся в дверцу. Кабриолет В (фото 
23, самый популярный в Германии) - четырехместный, двухдверный, задний 
ряд кресел имеет свое окно (сразу за дверным). Кабриолет С (фото 24) 
отличается от предыдущего отсутствием второго бокового окошка, на этом 
месте брезент. Кабриолет D (фото 25) - четырехдверный. Кабриолет Е (фото
 26) - 6-оконный лимузин, у которого есть тент над последним рядом 
боковых окон, такое обозначение довольно редко - сам Мерседес-Бенц и 
другие немецкие фирмы, да и за пределами Германии дружно называли их 
ландо (landaulette). Кабриолет F (фото 27) - он иногда называется 
пульман-кабриолет - по сути это пульман-лимузин с открытым верхом. 
Кабриолеты F иногда тоже имели бронирование. 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 22. 1937. Мерседес-БенцкабриоА (Mercedes Benz Тур 320 п Cabriolet А), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 23. 1937. Мерседес-Бенц кабрио Б (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet В), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 24. Мерседес Бенц кабрио С (Mercedes Benz Тур 320 Cabriolet С), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 25. 1937. Мерседес Бенц кабрио Д (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet D), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 26. 1938. Мерседес Бенц пульман 320 (Mercedes-Benz Тур 320 Pulman), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 27. 1937. Мерседес Бенц пульман-кабрио Ф 320 (Mercedes-Benz Тур 320 n Pulman Cabriolet F) Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Фаэтон на турере сидит и турингом погоняет. 
 
В названиях кабриолетов других фирм и стран континентальной 
Европы нет четкости, и под эти названия можно подвести сразу несколько 
типов из приведенного списка. В СССР серийно кабриолеты до войны не 
производились. А ГАЗ-11-40, ГАЗ-61-40 и ЗиС-102 скорее относятся к 
фаэтонам, хотя у них и слитные с кузовом рамки ветровых стекол. 
 
В Америке собственно кабриолетами назывались кабриолеты А и 
что-то промежуточное между А и С, причем они часто выпускались с 
"тещиным местом". Кабриолет D был известен под именем конвертибл седан 
(convertible sedan). Кабриолеты В, Е и F нетипичны для США. 
 
В Англии кабриолеты А и С именовались дроп-хед купе (drop-head 
coupe, dhc), т .е. купе со спадающей крышей. Кабриолет D там довольно 
редок, те, что ввозились из-за границы, назывались drop-head cabriolet, 
4-door cabriolet или на американский манер convertible sedan. 
 
Один из самых популярных в 1920-х годах 4-7-местный кузов - 
фаэтон (phaeton) или турер (tourer), туринг (touring) отличается от 
кабриолетов опускающейся на капот рамкой ветрового стекла, целлулоидными
 съемными боковыми окошками (обычно на кнопках) и простым тентом, как у 
кабриолимузинов. Были и 4-х и 2-дверные версии. Из наших машин фаэтоном в
 чистом виде можно считать ГАЗ-А (фото 28) - копию Форда-А. Особая и 
довольно редкая разновидность - дьюэл каул фаэтон (dual cowl, двойная 
кабина, фото 29). В отличие от Форда, некоторые американские фирмы 
применяли к таким машинам термин туринг. В Италии есть кузовное ателье 
Туринг (Turing), но эти страны далеки друг от друга. Более близкие к 
итальянцам англичане и немцы пользовались словом турер, хотя в Англии 
чаще говорили open 4-seater (открытый 4-местный) и здесь этот тип кузова
 близко смыкается с английским 4-местным родстером (только 2-дверные). 
Пожалуй, родстер (roadster) имел более низкий спортивный силуэт и почти 
всегда - локтевые вырезы в верхней части двери для сидящих впереди (фото
 30). 4-местные родстеры были не менее популярны на острове, чем 
родстеры 2-местные (фото 31). Точно такая же картина была и в 
Чехословакии. В остальных странах родстер - непременно 2-местная машина,
 и локтевые вырезы совсем не обязательны. В США конечно же опять 
большинство машин было оснащено "тещиным местом". Если в Европе родстер -
 ярко выраженный спортивный автомобиль, то за океаном это скорее 
2-местный фаэтон, не более. Для машин с более спортивной внешностью 
использовалось понятие спидстер (speedster), хотя нередко они назывались
 и родстерами тоже. Некоторые - boattail roadster (или speedster), то 
есть с корабельной кормой, а на самом деле напоминающей заднюю часть 
пчелы или муравья (фото 32). Вообще, родстер - интернациональное слово, 
но во Франции, а особенно в Италии, машины этого типа называли спайдер 
(spider). 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 28. 1932-1936. ГАЗ А СССР, фото 1934-1936, такси. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 29. 1939. Ява Минор (Jawa Minor), Протекторат Богемия-Моравия (Protektorat Boehmen-Maehren). 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 30. 1938. Енсен Эй 3.5-литра (Jensen A 3.5-litre), Англия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 31. 1936-1939. Форд Эйфель 
(Ford Eifel), Германия (Eifel - горный район на западе Германии, не 
путать со знаменитым инженером). 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 32. 1934. ФИАТ 508С (FIAT 508S), германская сборка. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Седанка, обыкновенная. 
 
Сравнительно редким типом автомобилей были седанки (sedanca). В
 таком кузове пассажиры сидят под жесткой крышей, а шофер мокнет под 
дождем, если только над ним не предусмотрен матерчатый верх. 
Седанка-купе или купе де виль (coupe de ville, городское купе, фото 33) -
 2-дверный 4-местный с жестким навесом над задними сиденьями, который, 
кажется, все же не спасает колени от дождя. Были варианты с пассажирским
 окном и без. Седанка де вилль, таункар (towncar), городской автомобиль 
или броугэм (brougham, этим именем называли также и ландо, и имитацию 
под ландо, где под материей был жесткий кузов) - то же, но 4-дверное. 
Седанка-лимузин - с перегородкой от водителя (и непогоды), эти машины 
называли и вышеупомянутыми тремя названиями. 4-дверные седанки были как 
4-оконными (фото 34), так и 6-оконными (фото 35).  
 
Встречались и совсем экзотические помеси, как вот этот 
таункар-ландо (фото 36). Уже тогда кузовные ателье предлагали варианты, 
которые быстро трансформировались из одного типа кузова в другой. 
Например, такой 3-позиционный кабриолет (фото 37), у которого тент в 
среднем положении образовывал "седанку". Или такой кабриолет с выдвижной
 жесткой крышей (фото 38). 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 33. 1937 Бентли 4 1/4 литра с кузовом Баркер (Bentley 4 1/4 litre Barker), Англия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 34. 1935. Дюзенберг Джей с кузовом Джадкинз (Duesenberg J, Judkins), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 35. 1933. Дюзенберг Джей (Duesenberg J), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 36. 1933. Линкольн В12 251 КБ с кузовом Брунн (Lincoln V12 251 KB Brunn), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото З7. 1933. Дэляж Д8СС (Delage D8SS), Франция. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 38. 1937. Пежо 402 Вариант Эклипс (Peugeot 402 Variante Eclipse), Франция. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
За город, в пампасы. 
 
Говоря о легковых кузовах, нельзя не упомянуть о "рабочих 
лошадках" - коммерческих машинах на базе легковушек. Особенно богата 
гамма этих машин в США, где они, пожалуй, копировали все профессии 
больших грузовиков. Продолжительность жизни у таких работяг намного 
короче, чем у обычных легковых, что делает их особо привлекательными для
 определенного круга любителей автостарины, кроме того, эти машины 
просто красивы. 
 
Самый близкий к пассажирскому тип - универсал (это чисто 
отечественное и более позднее название - до войны у нас таких машин не 
было вообще, фото 39). В Германии это - комбиваген (Kombiwagen), в США -
 субурбан (suburban, пригородный), в Англии и Австралии - истэйт 
(estate, дачный) или ютилити (utility, практичный, этим термином 
называли любой легкий коммерческий автомобиль), во Франции - брак (le 
break), в Чехословакии - броук (brouk). Эти машины были и 3-, и 
5-дверными. 
 
Очень красивы универсалы из неокрашенных лакированных 
деревянных реек и фанеры (фото 40). В США они носили название деревянный
 вагон (woody wagon или woodie) или стэишн (station, станционный) вагон.
 Второе название употреблялось и для цельнометаллических субурбанов. В 
Англии это шутинг брэйк (shooting brake) или wooden utility. Кстати, в
 начале 1940-х таким способом отделывались и дверцы некоторых 
американских "деревенских" седанов (кантри седан, country sedan). 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 39. 1942. Джи-Эм-Си(GМС), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 40. 1932. Форд (Ford), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
С бортом и без борта. 
 
Самый популярный микрогрузовик - пикап, pickup в СССР и США, 
фирма Студебеккер (Studebaker) называла свои пикапы купе-экспресс, 
притшенваген или притше, Pritschenwagen (в Германии), камионет, 
camionette (во Франции), камиончино, camioncino (в Италии), ютилити 
(опять!) (в Англии), валник или валничек, valnik, valnicek (в 
Чехословакии). В США самый распространенный - бортовой пикап с 
металлической платформой, обычно отдельной от кузова (фото 41). До 1932 
года некоторые из них еще имели брезентовую кабину (родстер-пикап), для 
отличия пикапов с закрытой кабиной о них говорили клоузд-кэб (closed 
cab) пикап. Существовали пикапы с деревянной платформой без бортов 
(flat-bed) и с кузовом из деревянных планок (stake body pickup, 
стейк-боди, фото 43). 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 41. 1940. Форд В8 (Ford V8), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 42. 1932. Форд Б (Ford В), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 43. 1938. Плимут (Plymouth), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Фургоны от кареты до "лунохода". 
 
Очень хороши фургоны (фото 44), особенно интегральные, у 
которых кузов и кабина составляют одно целое (фото 45). В Германии - 
кастенлиферваген (Kastenlieferwagen, Kastenwagen, коробчатый вагон), во 
Франции - фургонет (fourgonette), в Италии - фургончино (furgoncino), в 
Англии - вэн или деливери вэн (delivery van), в Чехословакии - додавка 
(dodavka), скржиновы воз (skrinovy vuz, коробчатый) или фургон (furgon).
 В Северной Америке они звались седан-деливери или пэнэл вэн (panel 
van). Встречалась также редкая версия с открытыми боковинами грузового 
отсека, с занавесками и без для уличной торговли (canopy express, 
канопи-экспресс, т.е. с навесом, фото 46). Выпускались эвакуаторы 
(wrecker, tow truck, фото 47), похоронные (hearse, фото 48), пожарные 
(firetruck, по-немецки - Feuerwehr) и даже микросамосвалы (dumper, 
dumptruck) и седельные тягачи (tractor, semitractor), перечислить все 
типы невозможно. 
 
Особый поклон санитарным машинам или, как их у нас называют, 
каретам скорой помощи (фото 49). Обычно это тот же универсал с 
креплением для носилок и спецоборудованием. По-английски - ambulance, 
по-немецки - Sanitaetswagen, Krankenwagen, в Чехословакии - sanitka. 
 
Полицейские машины и такси, как правило, тоже отличаются от 
стандартных машин только окраской и оборудованием, хотя об английских 
кэбах (cab) этого не скажешь (фото 50). В Германии кузова для такси 
называли дрошкенваген (Droschkenwagen) в Италии - тасси (tassi). 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 44. 1939-1941. Пежо Д5 (Peugeot D5), Франция. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 45. 1936. Шевроле ЭфБи (Chevrolet FB), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 46. 1937. Шевроле ДжиСи (Шевроле GC), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 47. 1938. Додж (Dodge), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 48. 1938. Паккард Эйт с кузовом Эй Джи Миллер (Packard Eight, A.J. Miller), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 49. 1937. Ля Салль 50 (La Salle 50), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 50. 1932-1934. Остин (Austin), Англия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Теренни воз и ныне там! 
 
Несколько слов о военных легковых машинах. В странах союзников 
как-то сразу сложился джип (jeep) в привычном и теперь значении (фото 
51), в Германии их до сих пор зовут гэлендваген (Gelaendwagen), в Италии
 - милитаре (militare), в Чехословакии - теренни воз (terenni vuz). На 
джипах базировалось много кузовов различного назначения, но это 
отдельная большая тема. Амфибии тоже везде одинаковы (в Германии их 
называли швиммваген, Schwimmwagen, а у нас иногда вместо слова амфибия в
 техпаспортах ставили забавное сочетание "плавающая лодка", фото 52). 
 
По ту сторону фронта ничего похожего на привычный джип так за 
всю войну и не было создано, но там существовало много типов 
командирских машин. Их развитие шло двумя путями. Первый - взять обычный
 турер и приспособить его для перевозки солдат и экипировки, на 
спецмашинах установить радиостанцию, зенитный пулемет и т.д. Более 
тяжелые машины снабжались буксирным приспособлением для пушки Рак-37 или
 походной кухни. Некоторые вместо полудверей имели вырезы, закрываемые 
брезентовыми скатками (фото 53). Недостаток этих машин - они не были 
вездеходами. Второй путь - 2-х и 3-осные вездеходы (фото 54 и 55). И для
 тех, и для других за основу брались, как правило, большие легковые 
машины и легкие грузовики. Особая тема - полугусеничная техника (фото 
56), впрочем, их вряд ли имеет смысл относить к легковым. Надо сказать, 
что в СССР были созданы опытные образцы и тех, и других, но вовремя было
 принято решение взять за основу американские разработки в этой области. 
 
С 1937 года Германия начала выпускать унифицированные 
командирские машины трех классов - легкого (фото 57), среднего и 
тяжелого, все с колесной формулой 4x4. Позднее был создан самый удачный 
кюбельваген - легкий КдФ-82 (фото 58), но он имел только заднюю ведущую 
 ось. Лишь небольшая часть его модификаций была оборудована полным 
приводом. К армейским машинам в Германии пристало имя кюбельваген 
(Kuebelwagen, бадья). 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 51. 1941-1942. Виллис ЭмБи, ранний вариант (Willys MB), США. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 52. 1944. КдФ 166 (KdF 166), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 53. 1939. КдФ 62 (KdF 62), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 54. 1937. 1941 Мерседес Бенц Г5 (Mercedes Benz G5), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 55. 1933. Мерседес Бенц ГЗ (Mercedes Benz G3), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 56. 1941. Демаг Д7 (Demag D7), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 57. 1940-1943. Штевер Тип 40 Крафтфарцейг 2 (Stoewer Тур 40, Kfz 2), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 58. 1944. КдФ 82 (KdF 82), Германия. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
Кузова от футюр 
 
Пожалуй, есть смысл на этом остановиться. До войны было модно 
закупать только шасси и заказывать кузов на свой вкус многочисленным 
кузовным фирмам, даже несмотря на богатый выбор стандартных типов, 
предлагаемых автозаводами. Поэтому вряд ли возможно в короткой статье 
рассказать все. Многие кузова не поддаются строгой классификации (куда,
 например, отнести этот футуристический автомобиль? Фото 59), да и сама 
классификация была условна и менялась со временем. Она - предмет споров и
 обсуждений среди любителей автомобильной истории. И, наверное, это не 
так уж плохо. 
 
 
 
 | 
 
  | 
  
 
 | 
  Фото 59. 1939. самодельный автомобиль на базе 1937 Форд V-8, Канада. 
  | 
  
 
 
 
 
 
 
 
		
	 
 |