Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Черно белые истории


илл.

Спице-альный транспорт



илл.

СДЕЛАТЬ ОЧАРОВАТЕЛЬНУЮ ИГРУШЕЧНУЮ МАШИНУ С ХИТРОУМНЫМ ПРИВОДОМ
Вверху: Одна из новых игрушечных машин для детей, которая, кроме больших пневматических шин, целиком сделана из стали. Под рулём виден складной привод, к которому прикреплено маленькое четвертое колесо. Справа: система привода раскрывается движением рукоятки.
Предназначенная для мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет эта очаровательная игрушечная машина, которая производится сейчас, имеет несколько впечатляющих особенностей. Машина оснащена тремя колёсами на шариковых подшипниках и пневматическими шинами, и собрана целиком из стали, включая и колеса. Управление осуществляется поворотом переднего колеса ножным рычагом через устройство параллельных тяг. Машина приводится в движение маленьким четвертым колесом, прикреплённым к складывающемуся приспособлению-пантографу. Для приведения пантографа в действие используется небольшая рукоятка, а маленькое колесо сконструировано так, что когда к рулю прилагается сила, колесо обездвиживается. Таким образом, оно действует как толкатель, давая максимальное усилие в начале толчка и максимальную скорость к концу толчка. Наиболее удивительная особенность данной машины - та лёгкость, с которой она движется вперед, при этом возможная достижимая скорость составляет от 12 до 15 миль в час.
Popular mechanics magazine 1922


илл.

Семья пересела на педальмобиль
Много изобретений в велосипедостроении было совершено в результате энергетического кризиса и введения лимита на использование бензина в Италии. На фотографии - одно из последних транспортных средств для семьи из пятерых человек, четверо из которых крутят педали.
Popular mechanics magazine 1940.


илл.

ДЛЯ ЭКОНОМИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ почта доставляется трициклом
Доставка почты на крупном производственном предприятии очень часто становится важной и дорогой проблемой, однако предприятия на востоке упростили эту задачу и снизили расходы с помощью трёхколёсных повозок, действующих по принципу трицикла. С ними легко могут обходиться даже девушки, ими несложно управлять, а также перевозить довольно большую почту - как большие посылки, так и простые письма. Утверждается, что каждая из таких молодых женщин наезжает не менее 3,500 миль в год.
Эффективный почтовый трицикл, используемый на крупном производственном предприятии, экономит время: почта прибывает рассортированной.
Popular mechanics magazine 1926.


илл.

ВЕЛОСИПЕД-САМОКАТ С РУЧНЫМ ПРИВОДОМ УПРАВЛЯЕТСЯ НОГАМИ
На этом двухколёсном самокате хватит места для одного пассажира и щенка. Юная леди, увиденная нами на одном из пляжей в Бельгии, управляет своим "велосипедом" ножками и движется вперёд при помощи палочек, которые она держит в руках.
Popular mechanics magazine 1938.


илл.

ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ 2, 3, 4... 28 ездоков
При беглом взгляде может показаться: движется стройная кавалькада велосипедистов... На самом деле молодые люди едут на 28-местном велосипеде длиной 19.5 м! Построили необычную машину студенты педагогического института в городе Зуге (Швейцария).
Техника -молодёжи 1968.


илл.

РАКЕТНЫЙ ВЕЛОСИПЕД
В нашем журнале мы уже сообщали об опытах, которые производятся конструкторами Германии и Америки для устройства экипажей, движущихся по принципу ракеты. Мы поместили фото ракетного автомобиля, аэроплана, мотоцикла и саней. Сейчас мы пополняем коллекцию этих экипажей ракетным велосипедом, опыты с которым производятся в последнее время в Германии.
За рулём 1929


илл.

"SKI CYCLE" И "ICE BIKE" ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ЗИМНЕГО ЭКСТРИМА
Два варианта адаптации велосипеда ко льду предлагают хорошую скорость и захватывающие ощущения любителям зимних видов спорта в Европе. Один, называемый "ski-cycle", состоит из рамы, смонтированной на трёх лыжных полозьях. Другой - "ice bike" имеет полоз посередине спереди и колесо сзади, которое управляется педалями.
Popular mechanics magazine 1940.


илл.

ОБТЕКАЕМЫЙ ПРИЦЕП ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА ОБОРУДОВАН ОГНЯМИ И РАДИО
Запатентован обтекаемый велосипедный прицеп, оборудованный задними габаритными огнями и радио, работающими от батареи. Его длина пять футов. Пулеобразный и пыленепроницаемый прицеп оснащён двустворчатой крышкой на петлях, что облегчает извлечение его содержимого. Батарея питания, размещённая в задней части, помогает сбалансировать груз и обеспечивает достаточный ток для того, чтобы обслуживать два задних габаритных огня и радио, управляемого с рукоятки велосипеда. Данное транспортное средство предназначается для любителей пикников и походов, а также как средство доставки небольших грузов.
Прицеп с открытым для загрузки верхом на буксире за велосипедом. Обратите внимание на изящный вид конструкции.
Popular mechanics magazine 1937


илл.

У ВЕЛОСИПЕДА, УПРАВЛЯЕМОГО РУЧКОЙ, МАЛЕНЬКОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО
Дания с гордостью представляет новый тип велосипеда, глядя на который наблюдатель не вдруг может сказать, едет ли велосипедист или идёт. Машина оснащена маленьким передним колесом и задним колесом стандартного размера и выглядит как трицикл за минусом одного колеса с ездоком, сидящим задом наперёд. Она управляется рукояткой, которая поворачивает маленькое переднее колесо и приводится в движение педалями обычным способом.
Велосипед с маленьким передним колесом управляется одной рукояткой и приводится в движение педалями обычным способом.
Popular mechanics magazine


илл.

ВЕЛОСИПЕД НА НАДУВНЫХ ШИНАХ
Английская фирма экипировала этот причудливый велосипед огромными надувными шинами. Их размер хорошо подчёркивает обыкновенный велосипед, едущий рядом. Хотя большие колёса требуют больших усилий при управлении велосипедом, они являются отличными амортизаторами.
Popular mechanics magazine 1926.


илл.

ВЕЛОСИПЕДЫ-КРОВАТИ ЭКОНОМЯТ УСИЛИЯ
Эти два велосипедиста лежат на работе. Братья Свенд и Кнуд Нельсоны из Копенгагена (Дания), путешествующие вокруг света с помощью силы своих ног, были сфотографированы в Мюнхене (Германия). Странного дизайна велосипеды были сконструированы ими самими. Нельсоны начали своё путешествие в середине лета и планируют совершить его за три года, обеспечивая свою поездку материально с помощью продажи фотографий своих необычных велосипедов.
Popular science monthly 1951.


илл.

ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ РАДИО-МУЗЫКАНТЫ
У немецких уличных оркестров появился конкурент - движущийся человек-радио. Он гастролирует на трёхколёсном велосипеде, управляемом своей спутницей, и наполняет город музыкой с помощью портативного радиоприёмника на плечевом ремне и антенны в виде зонтика.
Popular mechanics magazine 1926.


илл.

ВЕЛОСИПЕД НА РЕЛЬСАХ
Пензенский велозавод сконструировал приспособление, с помощью которого любой велосипед в течение 15-20 минут может превратиться в велодрезину. К обычному велосипеду прикрепляется приставка, весящая всего 8 кг, которая даёт велосипедисту возможность устойчиво двигаться по одному рельсу. Велосипед стоит на своём ободе-шине, ведущие же ролики-приставки мешают ему сойти с рельса. На втором рельсе тоже имеются 2 ролика, скреплённые с велосипедом тяговым устройством, которое придаёт ему устойчивость. Вес всей велодрезины не превышает 28 кг.
Такое использование велосипеда имеет огромное значение для обслуживания железнодорожного хозяйства. Велодрезина будет служить необходимым спутником путевому сторожу, дорожному мастеру, телеграфисту-монтёру.
Техника - молодёжи 1935.


илл.

ВЕЛОСИПЕД ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТАНДЕМ
Присоединение дополнительной части рамы и смещение колеса назад позволяют сделать тандем из обычного велосипеда. Эта конструкция производится в Италии. Специальная звёздочка и цепь дают возможность обоим седокам действовать педалями.
Popular mechanics magazine 1940.


илл.

ПЕДАЛЬНАЯ МАШИНА, СДЕЛАННАЯ ИЗ ДВУХ ВЕЛОСИПЕДОВ И ОБТЕКАЕМОГО КОРПУСА
Эта необычная педальная машина, собранная из двух соединенных вместе велосипедов и обтекаемого брезентового корпуса, перевозит целую семью из Массачусетса. Пока муж и жена налегают на два комплекта педалей, малыш едет в небольшой походной кроватке. Также имеется место для багажа. В непромокаемый корпус вделаны слюдяные окна. Передние и задние габаритные огни снабжаются током от сухих батарей.
Цикломобилъ и семья, которая совершает на нём короткие прогулки
Popular mechanics magazine 1938


илл.

ВЕЛОСИПЕД БЕЗ ПЕРЕДАЧ И ЦЕПЕЙ ПРИВОДИТСЯ В ДВИЖЕНИЕ КАЧАНИЕМ ТУЛОВИЩА ВВЕРХ-ВНИЗ
У этого новейшего велосипеда, действующего на принципе эксцентрического заднего колеса, нет ни передач, ни цепей. Изобретённый Филом Хайсингом из Чикаго, он движется благодаря качанию туловища вверх-вниз.
Новейший велосипед в действии; обратите внимание на эксцентрическое заднее колесо, обеспечивающее движение вперёд.
Popular mechanics magazine 1935.


илл.

КАЧАЮЩИЕСЯ РЫЧАГИ ПРИВОДЯТ ВЕЛОСИПЕД В ДВИЖЕНИЕ БЫСТРЕЕ И С МЕНЬШИМИ УСИЛИЯМИ
Больше скорости и больше мощности даёт велосипед, приводимый в движение качающимися рычагами. По заявлению производителя, он обладает более быстрым разгоном и проще в езде в сравнении с обычным велосипедом. Длинные тяги передают усилие ног через посредство качающихся рычагов, соединённых с двойными цепями специальными кулисами. Ездок сидит в 19 дюймах над землей.
Popular mechanics magazine


илл.

ПРИЦЕП "ТУРИСТ" ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, БУКСИРУМЫЙ ОБТЕКАЕМЫМ ТРИЦИКЛОМ
По побережью в Винсе, Калифорния, путешествует обтекаемый прицеп, буксируемый обтекаемым трициклом. Хотя и крохотный, миниатюрный прицеп достаточно велик для двух маленьких девочек, чтобы "вести хозяйство", когда они играют на пляже. Этот двухколёсный прицеп построен их дедушкой.
Две сестры путешествуют по пляжу в Калифорнии на трицикле и миниатюрном прицепе, построенном их дедушкой.
Popular mechanics magazine


илл.

ВЕЛОСИПЕД С ЭКИПАЖНОЙ РЕССОРОЙ
Во Франции построен особый тип велосипеда для езды по скверным дорогам, снабжённый кроме обычных подседельных рессор ещё одной рессорой экипажного типа. Верхняя вилка заднего колеса не составляет одного целого с рамой, а соединена с ней посредством рессоры и упругой крепительной планки, позволяющей регулировать степень упругости рессоры. Регулировка производится в зависимости от веса седока; перед поездкой регулировка осуществляется таким образом, чтобы при посадке велосипедиста расстояние между седлом и педалями оставалось бы неизменным и чтобы натяжение цепи было бы правильным и одинаковым по всей её длине.
Наука и техника 1927.


илл.

ДЕСЯТФУТОВЫЙ "ВЕЛОСИПЕД-БАШНЯ" ВЕЗЁТ ЧЕТЫРЁХ СЕДОКОВ
Велосипед для четырёх пассажиров, десяти футов в высоту, приводится в движение педалями через серию цепей и звёздчатых колёс, машиной управляет седок на самом верху.
На десятифутовом велосипеде, построенном для парадов и общественных мероприятий чикагскими механиками, могут ехать сразу четверо. Он управляется седоком на самом верхнем сидении в десяти футах над землей, другие помогают крутить педали. Усилие передаётся через ряд двойных звёздчатых колес. Управлять 175-фунтовой новинкой легко и просто.
Popular mechanics magazine 1940.


илл.

НА ВЕЛОСИПЕД С РУЛЁМ-СИДЕНИЕМ ЛЕГКО САДИТЬСЯ
Нечто вроде старомодного велосипеда с большими колёсами наоборот недавно изобретено в Италии. На данном экземпляре большее колесо помещено сзади, а меньшее - впереди, в то время как седок сидит между рукоятками руля, который управляет задним колесом. Утверждается, что данная конструкция обеспечивает большую устойчивость и маневренность.
На велосипед с маленьким колесом впереди и рулём под седлом садиться так же легко, как и управлять им.
Popular mechanics magazine 1940.


илл.

ВЕЛОСИПЕД ВСЕ ЕЩЕ МОЖНО ИЗОБРЕТАТЬ
Изобретатель А. Фрай получил патент на необычное педальное устройство велосипеда. Вместо педальной шестерни велосипед приводится в движение попеременным нажатием на два телескопических рычага с прикреплёнными к их концам педалями. Внутренний стержень каждого из них может вдвигаться и выдвигаться внутрь, увеличивая или уменьшая длину рычага. Отпадает нужда в сложном и капризном устройстве переключения скоростей (США).
Техника -молодёжи 1969.


илл.

ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ОДНОНОГИХ
Велосипедный спорт может быть достоянием одноногих калек при помощи очень несложного и остроумного устройства. С нужной стороны снимается педаль; вместо неё на ось передаточного колеса прикрепляется рычаг А. соединённый при помощи пружины Б с рамой велосипеда. Работа приспособления заключается в том, что натяжение пружины беспрестанно приводит единственную педаль (на рисунке левую) в верхнее её положение. Регулировка натяжения пружины достигается передвижением по раме консоля В, к которому она прикреплена. Описанное устройство может быть осуществлено на велосипеде любой системы.
Наука и техника 1925.


илл.

ДВА КОМПЛЕКТА ПЕДАЛЕЙ И ТОЛЬКО ОДИН РУЛЬ У ВЕЛОСИПЕДА С ОТКИДНЫМ СИДЕНИЕМ
Перед вами велосипед "пап-и-сын", построенный в Австралии, -двухуровневая машина с более низким седлом для младшего.
Задние откидные сидения для велосипедов - новая версия "велосипедов для двоих". Это австралийское изобретение. "Кормовое" сидение помещено ниже для младшего члена семьи, который может помогать крутить педали, оставляя всю мороку с рулением дорогому папочке. Диаметр заднего колеса составляет всего лишь половину диаметра переднего.
Popular mechanics magazii, 1938.


илл.

СТРАННОГО ВИДА МАШИНА ПРОВЕРЯЕТ РОВНОСТЬ ДОРОГИ
Машина, которая на первый взгляд напоминает удлинённый велосипед, на самом деле инструмент, придуманный Бюро дорог общего пользования для измерения и записи состояния дорожного покрытия после испытания движением. Небольшое колесо в центре конструкции приводит в движение самописец, который чертит линию на вращающемся барабане, при этом на записи легко обнаруживаются разрывы полотна размером в один дюйм.
Опирающаяся на три велосипедных колеса, эта машина контроля дороги имеет небольшое колесо посредине, приводящее в движение самописец, который записывает состояние дорожного покрытия на вращающийся барабан. Замеры осуществляются с точностью до дюйма.







Одна лошадиная сила-недорого и с ветерком!




В те времена Авто были в диковинку.


`Брать те же мотоциклы в качестве трофея то ли комиссары не велят, то ли не хватает навыков и умения с ними справиться. И, по-прежнему, в бою вся надежда на быстроногую пехоту, а в труде - на еле живую лошадку. Страшная война закончилась, и над разрушенной страной надолго воцарилось БЕЗМОТОРЬЕ.


илл.

На самом деле у победителей к чужим танкам, машинам, самолетам отношение было весьма рачительным. Например, к концу войны в РККА существовали целые подразделения, полностью укомплектованные захваченным у противника оружием и транспортом. Многие советские ремзаводы занимались восстановлением и обслуживанием только трофейной техники, издавались специализированные книги по ремонту и памятки по эксплуатации. Многие красноармейцы накопили богатый опыт использования вражеских машин и, главное, имели большое желание совершенствовать эти навыки и детально разбираться в тонкостях иностранных механизмов, хорошо понимая, что это пригодится и в мирной жизни. Ниже приводятся рассказы тех, кто после войны имел в личном пользовании немецкие мотоциклы.

Зная типы немецких машин и мощность их двигателей, можно бить фашистскую мразь её же оружием, что часто с успехом и делают бойцы нашей доблестной Красной Армии.
А.К. Постников "Немецкие мотоциклы", 1941




илл.


Все построенные были при оружии. Человек у пятидесяти были наши винтовки, остальные за два с половиной месяца боёв постепенно обросли немецким оружием - винтовками и автоматами. У некоторых за поясом торчали немецкие гранаты с длинными ручками. На левом фланге стояло шесть вынесенных из окружения ручных пулемётов - два наших и четыре немецких, а ещё дальше, на самом фланге, стоял большой немецкий полковой миномёт, и рядом с ним лежали две неистраченные мины. У миномёта стоял его расчёт - трое ... артиллеристов ... Как они вынесли вчера из этого ночного кромешного ада, где под конец вообще было трудно что-нибудь понять, здоровенную трубу, плиту и даже мины, оставалось их тайной, но сейчас они были горды этим и стояли, не скрывая своих чувств.
Сделав паузу, Шмаков ... объявил ..., что так как их отправляют во фронтовой тыл, необходимо перед отправкой сдать здесь всё наличное трофейное оружие, а также боеприпасы к нему. После отдыха и переформирования всех вооружат как положено, а трофейное оружие нужно здесь, на фронте.
К.М. Симонов "Живые и мёртвые"


Все рассказы приводятся в литературной обработке.


Рассказывает Валерий Сергеевич Аносов:



Мой отец воевал в разведроте танкового полка водителем связного мотоцикла, и был демобилизован по ранению в октябре 1944 года. С конца 1942 года он ездил на трофейном немецком НСУ с коляской. Этот мотоцикл ему так понравился, что, как только кончилась война и к нам потекла из Германии техника, он решил купить именно такой. Я в то время перешел в вечернюю школу и начал работать на ЗиСе, так что на НСУ мы копили вместе, а по выходным ездили на рынок в Останкино, где собирались продавцы иностранной техники и запчастей.

В конце 40-х годов многие офицеры, возвращавшиеся из Германии, везли с собой богатые трофеи. Не все воины могли тогда найти себя в мирной жизни, некоторые просились обратно в армию или в милицию, некоторые потихоньку спивались. Случай свел нас с бывшим капитаном-артиллеристом, ушедшим на фронт сразу после школы. Спьяну он разбил свой НСУ-5010СЛ (NSU-501OSL), по счастливой случайности почти не пострадал сам, восстанавливать его не захотел, а продал нам довольно дешево. На мотоцикле мы поменяли погнутую переднюю вилку, крыло и фару, удивительно, но от лобового удара рама не пострадала. Впоследствии к нашей "Энсэушке" мы докупили легкую коляску-"ракету", но прицепляли ее только на время путешествий, так как и я, и отец любили погонять.


илл.

НСУ-одиночка, благодаря хорошему двигателю, мог развивать порядочную скорость и обладал отличной приемистостью, сказывалась спортивная родословная. Когда к нам в Союз начали поставлять чешские Явы, у молодежи зародилась мода гоняться со светофора. Останавливаются двое у перекрестка, подначивают друг друга, а как только включится зеленый, рвут до следующего перекрестка. Движение тогда конечно не такое как сейчас было, но все равно опасная затея. Участвовал иногда в таких гонках и я, приятно было посмотреть после на недоумевающих мальчишек, заранее предвкушавших легкую победу. Даже после изрядного пробега заботливо ухоженный НСУ не потерял былой прыти, и вскоре нас с ним запомнили и перестали вызывать на поединки. Но годы, конечно, свое взяли. Продал я в начале 70-х своего первого коня, а вместо него купил К-750 с коляской, мотоцикл совсем другого класса.

Вспоминает Линьков Иван Иванович:



Всю свою жизнь я прожил в Подмосковье. Помню начало ноября 1941 года - в нашу деревню без боя входят немцы, офицер вваливается в наш класс и на ломаном русском языке объявляет, что занятия в школе прекращаются до особого распоряжения. Школу в этот же день превратили в казарму, а одну из учительниц расстреляли. Прохозяйничали немцы в нашей деревне где-то с месяц, отобрали у жителей все съестные запасы и теплые вещи. Среди оккупантов было много то ли румын, то ли венгров, им постоянно доставалось от немцев, одеты и экипированы они были значительно хуже, впоследствии вместо того, чтобы убежать вместе с хозяевами, многие из них попрятались для того, чтобы скорее закончить войну в плену у Красной Армии.


илл.

В начале декабря немцы, испугавшись советского контрнаступления и возможного окружения, удрали настолько поспешно, что не только не успели сжечь деревню, а и побросали множество техники, которую не смогли быстро завести на морозе.

Наша трофейная команда забрала все исправные машины, остались только провалившийся по кузов в замерзшее болото тягач и сломанный мотоцикл. До войны на курсах при МТС я освоил советские мотоциклы Л и ИЖ. Эпираясь на полученные знания, я смог завести немецкий 4KB (ориентировочно DKW-NZ350 авт.), который оказался ю конструкции очень похож на наши. Вместе с ним я был ззят на работу посыльным при сельсовете, возить различные бумаги и начальников. Не принято тогда было восхищаться творениями немецких конструкторов, но я был благодарен им за то, что мотоцикл ни разу меня не подводил з дороге. Прокатался я на немце до середины сорок четвертого года, до призыва в армию. Всю службу я проработал в полевых авторемонтных мастерских, приходилось и "немцев" в рабочее состояние приводить.

А с тем ДКВ такая история вышла: к нему приделали какую-то коляску, и сосед, пришедший из армии раньше меня, повез на нем копну сена и не заметил, как жар от глушителя на неё попал. В общем всполошился он, когда уже припекать начало, пока остановился, отскочил, да сообразил, что произошло, тушить уже было поздно...


илл.

Вспоминает Мариничев Павел Осипович:



Моему старшему брату Виктору (на фото он с однополчанами, гостившими у нас по пути домой из Германии) повезло - он не только остался жив, но и вернулся после Победы домой достаточно быстро, да еще и с трофейным мотоциклом БМВ (BMW-R4). Жили мы тогда в подмосковном поселке, сейчас это не самый удаленный от центра спальный район Москвы, ездить было особо не куда - на работу и учебу и пешком быстро. Мотоцикл был "нужен" только для поездок брата к невесте и катания меня и окрестных мальчишек по поселку. Вообще техника в личном пользовании тогда была большой редкостью, и к нам постоянно обращались соседи с просьбами быстро съездить куда-нибудь. Когда Виктор что-то чинил или регулировал, вокруг него собирался своеобразный кружок технического творчества, все мы старались ему чем-то помочь - подержать ключ, протереть деталь и т.д., я, конечно, был среди помощников самым главным, мне доверялись самые "ответственные" операции. Потихоньку брат начал обучать меня и управлению мотоциклом - в глазах моих двенадцати-тринадцатилетних сверстников я тут же был приравнен к взрослым. Моя звезда закатилась в один день, когда наша мать и жена брата Люба уговорили, наконец, Виктора продать вообще-то ненужный мотоцикл и купить корову. А общение с собственной техникой у меня прервалось лет на двадцать до покупки "Москвича" 407-й модели.

Рассказывает Сергеев Иван Борисович:



Мой отец Борис Алексеевич закончил войну начальником штаба бомбардировочного авиаполка в чине майора. Прослужив несколько лет после войны в Германии, он вернулся домой и благодаря своему опыту и старым знакомствам смог устроиться на хорошую работу в системе гражданской авиации. В то время для летчика или авиатехника найти работу по специальности на гражданке было делом не легким, за счет демобилизованных специалистов кадров было в избытке. Как и многие офицеры, возвращавшиеся с войны, отец привез трофеи - мотоцикл Цундап (Zundapp-К350), два велосипеда и еще какую-то мелочь. В перестроечной печати иногда советских солдат пытались представить не освободителями, а грабителями, дерущимися из-за добычи, волокущими за собой домой полные машины отобранного имущества немецких граждан. Вполне допустимо, что отдельные случаи мародерства были, но отец рассказывал, что для того, чтобы привезти что-то с собой в Союз необходим был достаточно безупречный послужной список. Трофейная техника выдавалась со специальных баз в строгом соответствии с имеющимися предписаниями.

Хотя мотоцикл был, по сути, наградой, отец его не любил, как и все немецкое, презрительно называл "вражененком", эксплуатировал крайне мало, но и продавать не хотел. Зарабатывали мои родители неплохо, и вскоре смогли позволить себе купить новый 402-й "Москвич". С этого момента Цундап был переселен на нашу дачу в подмосковный поселок М. (фотография сделана как раз там в конце 50-х, я "катаю" старшую сестру) и поступил в мое безраздельное пользование. По тем временам мы жили можно сказать богато, и мотоцикл был больше моей игрушкой, на которой я обучался обращению с техникой, чем транспортным средством. У соседей по поселку тоже были мотоциклы ДКВ и новенький Иж, иногда мы втроем отправлялись в довольно длинные поездки по окрестностям. Все наши мотоциклы были одного класса, двухтактные 350 куб.см, и мы периодически пробовали выяснить чей лучше. Без ложной скромности скажу - в наших соревнованиях я никогда не был последним. С годами мой интерес к Цундапу пропал в связи с его износом и отсутствием необходимых запчастей. До конца 90-х он дожил в сарае на даче и был продан белорусским коллекционерам старинной техники.


илл.

Рассказывает Макарова Галина Ивановна:



В конце сороковых годов отец вместе с моими старшими братьями Аркадием и Юрием (сидит на мотоцикле Можаев Юрий Иванович) смогли приобрести у демобилизованного офицера немецкий мотоцикл НСУ 1939 года выпуска (NSU-6010SL). Я слышала, что тогда существовал специальный рынок, на котором торговали только трофейной техникой. Некоторое время НСУ ездил одиночкой, но это было не очень удобно, так как мы жили в деревне, где необходимо более вместительное транспортное средство. Помню, как мы были рады, когда кто-то из братьев смог приобрести для него коляску, и мотоцикл стал настоящим тружеником. (Такой коляской, с креплением под пулемет Дегтярева, комплектовались М-72 с 1944 года - Авт.). Хоть НСУ в то время и эксплуатировался постоянно, он всегда был отрегулирован и ухожен. Мои братья постоянно общались с владельцами таких же мотоциклов, помогая друг другу в ремонте и поиске необходимых деталей, ведь в магазине немецкие запчасти не продавались, сейчас это наверно называлось бы клубом любителей. С годами НСУ в нашей семье отошел на второй план - у нас появилась 21-я "Волга". Последнее время наш мотоцикл практически не ездил, но ежегодно весной Аркадий чистил, регулировал его и отправлялся в ГАИ на техосмотр. Интересно, что только в конце 70-х бдительные гаишники распорядились демилитаризовать мотоцикл - срезать с коляски крепление под пулемет. Унаследовав наш НСУ и не имея возможности его содержать, мне пришлось продать его московским коллекционерам-антикварщикам.


От автора: я видел этот мотоцикл, не считая помятых глушителей и современной фары, он в прекрасном техническом состоянии, хотя от длительной езды с боковым прицепом по плохим дорогам изменилась геометрия деталей параллелограмной передней вилки. Видимо, придя к таким же результатам в процессе испытаний, немецкие конструкторы на более поздних вариантах шестисотки усилили переднюю вилку.







Наши люди в булочную на такси не ездят!?




История ГАИ СССР-лицом к народу!