Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Любопытные факты автопрома СССР

 

 
 

Ленин умер, но
автомобили его живут

 
Посвящается восьмидесятилетию со дня смерти самого человечного человека, который в своей жизни не был лишен элементарных человеческих слабостей, в частности пристрастия к дорогим автомобилям.
 
Вождь мирового пролетариата близко познакомился с автомобилем во время своего пребывания во Франции - один французский аристократ сбил его на своем авто. Именно годы, проведенные в эмиграции, изменили скромные вкусы В.И. Ульянова-Ленина по отношению к автомобилям.
 
"Мы все ездим с Надей на велосипедах кататься"
Это в буквальном смысле слова столкновение будущего вождя мирового пролетариата с автомобилем произошло в 1910 году в Париже. Простой русский эмигрант Владимир Ульянов очень любил кататься на велосипеде по Парижу. Однажды, когда он ехал на велосипеде по тихой парижской улочке, в него врезался автомобиль, принадлежавший какому-то французскому аристократу. К счастью или к несчастью, незадачливый велосипедист остался жив, и как обычно пишут в газетах в таких случаях "отделался легким испугом", а потом даже подал в суд на лихача-автомобилиста. Вот как сам Ленин описал это ДТП в письме к своей сестре: "Ехал я из Жювизи, и автомобиль раздавил мой велосипед (я успел соскочить). Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей. Я узнал владельца автомобиля (виконт, черт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката ... Надеюсь выиграть". Знала бы эта "публика", кому помогает!
  Август 1923 года. Смертельно больной Ленин в Rolls-Royce Silver Ghost на автомобильной прогулке в окрестностях Горок (тогда еще не ленинских). В машине рядом с Лениным сидит Крупская; рядом с шофером - начальник охраны Ленина Покалн. 
Но нет никаких сомнений, что выпускник юрфака Санкт-Петербургского университета блестяще выиграл иск в суде, о чем радостно писал в следующем письме: "Погода стоит такая хорошая, что я собираюсь взяться снова за велосипед, благо процесс я выиграл и скоро должен получить деньги с хозяина автомобиля".
 
Броня крепка, машины наши быстры
Но, пожалуй, самым знаменитым транспортным средством рядом с которым успел "засветиться" Ильич, стал один из броневиков марки Остин-Путиловец, на башню которого Ленин забрался ночью 16 апреля 1917 года, чтобы произнести свою знаменитую речь, завершившуюся призывом: "Да здравствует социалистическая революция!" Затем в том же "броневичке", заняв командирское место, с частыми остановками и выступлениями перед трудящимися и всеми, кто хотел бы его послушать, Ленин доехал от Финляндского вокзала до штаба Петроградского комитета большевиков.
Впоследствии это легендарное ленинское выступление увековечат в бронзе перед Финляндским вокзалом, на самом вокзале установят паровоз, на котором приехал Ленин, площадь перед вокзалом назовут площадью Ленина, близлежащие улицы - улицей Ленина и улицей Ленинского Комсомола. А сам броневик, которому революционно настроенные массы присвоили собственное название "Враг капитала", впоследствии примет участие в штурме Зимнего, побывает на фронтах гражданской войны, станет учебным пособием для курсантов и только в пятидесятые годы займет место на постаменте во дворе Мраморного дворца, где он и простоит до 2003 года.
Автомобиль Renault 40 с заказным кузовом фирмы Kellner et ses fils был приобретен императором Николаем II на IV Международной выставке в Санкт-Петербурге в мае 1913 года. В дальнейшем машина поменяла несколько хозяев: после царя на нем ездили министры Временного Правительства, потом Владимир Ильич Ленин, у которого в рождественский вечер 1919 года машину отобрали московские уголовники из банды Якова Кошелькова. Автомобиль "Delaunay-Belleville 45" с кузовом лимузин, реквизированный большевиками из гаража Временного правительства оказался очень несчастливым экземпляром: 1 января 1918 года в нем обстреляли Ленина, а 30 января того же года председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий поехал на нем на работу, где и был убит террористом. 
Как только социалистическая революция победила, большевистские лидеры перестали пользоваться в качестве транспортного средства броневиками, так как получили возможность с комфортом ездить на машинах из теперь уже бывшего царского гаража. При дележе машин между вождями Ильичу естественно досталось самое лучшее: роскошные Delaunay-Belleville-45, Turcat-Mery-28 и Rolls-Royce 40/50 - ну не мог же Ленин мотаться по своим революционным делам на каком-нибудь Peugeot или Руссо-Балте!
Уже 27 октября 1917 года в 10 часов утра Ленину впервые был подан автомобиль - Turcat-Mery-28. Это был очень дорогой автомобиль ручной работы с 50-сильным 4-цилиндровым мотором и закрытым заказным кузовом типа ландоле, выпущенный в 1915 году. Возить вождя революции поручили Степану Казимировичу Гилю - бывшему царскому водителю.
И почти сразу же у Ленина начались неприятности с машинами. В ноябре 1917 года после очередной поездки Гиль оставил машину у Смольного, а сам пошел попить чайку, а когда вернулся, то автомобиля уже не было. Гиль немедленно сообщил об этом Ленину. Тот строго сказал, что до тех пор, пока машина не будет найдена, с ним будет работать другой водитель. Бедный Гиль искал машину три дня и нашел в сарае на окраине города: ее украли сотрудники пожарной охраны Смольного, чтобы потом продать в Финляндию.
 
Вот пуля пролетела и ага...
Дальше - больше. Первого января 1918 года машина Ленина Delaunay-Belleville-45 была обстреляна группой террористов, когда тот возвращался с митинга в Михайловском манеже. По воспоминаниям Марии Ульяновой, которая ехала вместе с Лениным, "пули сыпались как горох". От пуль Ленина спас его друг швейцарский социал-демократ Фриц Платтен, сидевший в автомобиле рядом с ним и его сестрой Марией: Платтен успел пригнуть голову соседа, но сам при этом был ранен в руку. Советская власть потом щедро поблагодарила за это г-на Платтена, отправив его в 1938 году в лагеря, где он и умер.
В двадцатые годы в СССР был настоящий бум дорогих иномарок. Чехословацкий писатель и художник Адольф Гофмейстер писал из Страны Советов известной автомобильной гонщице Элизабет Юнковой: "Я еще никогда не видел такого скопления дорогих автомобилей, которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки. Я так и не понял, почему именно автомобили Rolls-Royce нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР с его бездорожьем". В двадцатые годы в СССР был настоящий бум дорогих иномарок. Чехословацкий писатель и художник Адольф Гофмейстер писал из Страны Советов известной автомобильной гонщице Элизабет Юнковой: "Я еще никогда не видел такого скопления дорогих автомобилей, которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки. Я так и не понял, почему именно автомобили Rolls-Royce нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР с его бездорожьем". 
Когда Delaunay-Belleville с перепуганными пассажирами доехал до Смольного, то встречавшие Ленина увидели, что кузов машины был весь изрешечен пулями; некоторые из них прошли навылет, пробив переднее стекло и стенки салона. Это была первая попытка организованного покушения на жизнь Ленина.
Следующее покушение на жизнь вождя мирового пролетариата, самое знаменитое из всех, произошло 30 августа в Москве на заводе Михельсона, куда Ленин приехал выступать перед рабочими. Закончив свое выступление призывом "Свобода или смерть", Ленин направился к выходу, и уже было собрался сесть в свой Renault 40, когда в него было произведено несколько выстрелов. Смерти не последовало, Ильича быстро затолкали в машину, и верный шофер Гиль на бешеной скорости домчал его до Кремля, где раненым Лениным занялись врачи.
 
Из показаний шофера В.И.Ленина
С.К. Гиля по делу о вооруженном
нападении бандитов на В. И. Ленина
6 января 1919 года:
 
(В машинописной копии показаний - оригинал не сохранился - есть приписка: "Ввиду неграмотности изложения в подлиннике сюда внесены грамматические, синтаксические и незначительные стилистические исправления".)
"Владимир Ильич позвонил мне по телефону около четырех часов, чтобы через полчаса подать ему машину. В начале пятого я подал к подъезду машину, взяв с собой помощника, тов. Чабанова. Ровно в назначенное время выходит Владимир Ильич вместе с Марией Ильиничной.
- Поедемте, товарищ Гиль, к Надежде Константиновне, - тихо сказал мне Владимир Ильич.
...Снег с дорог совсем не убирали, и более или менее быстро можно было ехать только по линии трамвая. Вскоре на улице стало совсем темно, так как город совершенно не освещался. Нам это было не страшно, потому что освещение у машины было превосходное. Мы ехали со скоростью 40 - 50 километров и быстро проехали Лубянскую площадь, Мясницкую, пересекли Садовую и стали подъезжать к ночлежному дому. Мне было видно каждого человека под сильным освещением машины и отчетливо видны даже все идущие по тротуару. Я заметил троих, шедших по одному направлению с нами. Вдруг один из них быстро подбежал к машине и почти поравнялся с нами с криком: "Стой!" В руке у него револьвер. Я сразу сообразил, что это не патруль. Вижу, он в шинели, а винтовки нет у него. Это бросилось мне в глаза - без винтовок, значит, не патруль. Я быстро увеличил скорость, не обращая внимания, что здесь крутой поворот. Я был уверен, что с машиной справлюсь. Сзади что-то кричали. Я был уверен, что это были бандиты и стрелять зря они не будут. Так и вышло, ни одного выстрела по нас они не сделали.
Владимир Ильич стучит в окно, спрашивает:
- В чем дело, нам что-то кричали?..
- Да это пьяные, - отвечаю я ему. Миновали мы Николаевский вокзал. Едем по улице, которая ведет к Сокольникам. Тьма, хоть глаз выколи. Но нам далеко и хорошо видно. Ввиду сочельника народу на тротуарах много. Я ехал по рельсам трамвая довольно быстро. Вдруг, не доезжая пивного завода, бывшего Калинкина, впереди машины, за несколько шагов, выбегают трое, вооруженных револьверами - маузерами, и кричат: "Стой!"
Я на этот раз немного замедлил ход и говорю Чабанову:
- Ну, Ванька, попали мы к бандитам.
- Да, - говорит он, - это не патруль.
Вот я уже совсем близко от них, посмотрел по сторонам, народа порядочно. Многие стали останавливаться, видимо заинтересованные нашей встречей. И я решил не останавливаться, а проскочить быстро мимо них. В тот момент, когда осталось несколько саженей, я быстро увеличил скорость - и прямо на них. Они успели отскочить.
- Стой! Стой! Стрелять будем! - кричат они вслед.
Дорога на этом месте идет под уклон. Я быстро взял разгон, но вот Владимир Ильич стучит в окно. Я как будто не слышу и продолжаю ехать. Тогда Владимир Ильич стучит гораздо сильнее. Я убавляю ход. Владимир Ильич открывает дверцу и говорит:
- Товарищ Гиль, надо остановиться и узнать, что им надо, может быть, это патруль?
Мы ехали совсем тихо. Сзади нас, слышу, бегут и продолжают кричать: "Стой! Стрелять будем!"
- Ну, вот видите, - говорит Владимир Ильич, - надо остановиться.
Я нехотя стал тормозить машину. Смотрю вперед, вижу, за железнодорожным мостом горит яркий фонарь, и там стоит часовой. Это - районный Совет, я знал. Меня взяло сомнение, - навряд ли бандиты, наверное, патруль, рядом с Советом напасть не решатся бандиты, - подумал я и сказал об этом товарищу Чабанову. Он оглянулся назад и говорит мне:
- К нам бегут четверо, и они совсем близко.
В это время подбегают к машине несколько человек, резко открывают дверь машины и кричат:
- Выходи!
- В чем дело, товарищи? - спросил Владимир Ильич.
- Не разговаривать! Выходи, говорят!
И один из них, выше всех ростом, схватил Владимира Ильича за рукав и сильно потянул к себе из машины, грубо говоря:
- Живей выходи!
Как оказалось после, это был главарь по прозвищу Кошелек.
Владимира Ильича буквально вытащили за рукава. Он сделал шага три к передку машины и остановился против меня, все время говоря:
- Что вам нужно?..
Мария Ильинична быстро вышла за Владимиром Ильичем и, обращаясь к бандитам, говорит:
- Что вы делаете, как вы смеете так обращаться?
На нее они не обращают никакого внимания, Чабанова тоже дернули за рукав с криком: "Выходи!"
Я смотрю на Владимира Ильича. Он стоит, держа в руках пропуск. По бокам его стоят двое и, целясь в голову, говорят:
- Не шевелись!..
- Я Ленин. Вот мой документ...
Как это сказал Владимир Ильич, у меня сердце замерло. Ну, думаю, погиб Владимир Ильич...
- Молчать! Не разговаривать! - закричал на него грубым голосом главарь, вырвав из рук пропуск и, кладя его в карман, даже не посмотрев.
Реставраторы ленинского Rolls-Royce со всей серьезностью подошли к воссозданию бесценной реликвии. После окончания работ им хотели даже премию дать, но они гордо отказались: - Деньги за Ленина? Да вы что!! Мы ж готовы были сиденья целовать - на них Ильич сидел! - так вспоминал один из участников реставрации Александр Ломаков. Реставраторы ленинского Rolls-Royce со всей серьезностью подошли к воссозданию бесценной реликвии. После окончания работ им хотели даже премию дать, но они гордо отказались: - Деньги за Ленина? Да вы что!! Мы ж готовы были сиденья целовать - на них Ильич сидел! - так вспоминал один из участников реставрации Александр Ломаков. 
Затем он схватил за лацкан пальто Владимира Ильича и резко дернул, почти отрывая пуговицы, и полез в боковой карман. Вынул оттуда бумажник, браунинг и все это кладет к себе в карман.
Мария Ильинична продолжает возмущенно протестовать, но никто из бандитов на нее не обращает внимания.
Товарищ Чабанов тоже стоит под дулом. Я все это вижу, про меня как будто забыли. Сижу за рулем, мотор работает. Держу наган и из-под левой руки целюсь в ближайшего, то есть как раз в главаря. Он от меня в двух шагах. Дверца переднего сиденья открыта, промаха быть не может... Но Владимир Ильич стоит под двумя дулами револьверов, и делается мне страшно... Как молния, озаряет мысль - нельзя стрелять... нельзя... Сейчас же после моего выстрела Владимира Ильича уложат первого на месте. И я решил выйти из машины, но не успел пошевелиться, как получил удар в висок дулом револьвера с правой стороны и окрик:
- Выходи! Чего сидишь?
Я быстро сунул наган за подушку сиденья, авось не найдут, подумал я, и не успел встать на подножку, как на мое место сел быстро шофер-бандит. Четверо сели в купе, один стал на подножку, и, целясь в нас, со словами "Не шевелись!", шофер быстро взял с места, и поехали... Минуту длилось молчание.
- Да, ловко, - первым сказал Владимир Ильич. - Вооруженные люди - и отдали машину. Стыдно!
- Об этом поговорим после, Владимир Ильич, - сказал я ему в ответ, - а сейчас пойдемте в Совет, и поскорее...
И мы направились в райсовет.
Опять беда. Часовой не пускает Владимира Ильича.
Реставраторы ленинского Rolls-Royce со всей серьезностью подошли к воссозданию бесценной реликвии. После окончания работ им хотели даже премию дать, но они гордо отказались: - Деньги за Ленина? Да вы что!! Мы ж готовы были сиденья целовать - на них Ильич сидел! - так вспоминал один из участников реставрации Александр Ломаков. Rolls-Royce 1920 Silver Ghost с полугусеничным движителем Адольфа Кегресса. Тюнинг по-ленински. Задолго до эпохи Bombardier русские рабочие собирали такие снегоходы для своего вождя. 
- Я товарищ Ленин, - говорит он, - хотя доказать вам этого сейчас не могу. Вот мой шофер, он подтвердит, - указывая на меня, сказал Владимир Ильич. - Мы ехали на машине, нас остановили, высадили, машину угнали, а также взяли мой бумажник с документами и мой пропуск. Долго колебался часовой, но наконец он нас пропустил в райсовет...
Входим. В Совете по случаю праздника - ни души. Кое-как разыскал я дежурного телефониста, объясняю ему, в чем дело. Он не верит.
- Слушайте, товарищ, вызывайте председателя, - наконец говорю я ему.
- Его нет, кого хотите?
- Мы отвечаем за все, дело серьезное... Телефонист мнется, не знает, как ему поступить. Дело уж, видно, очень необычное. Наконец он кого-то вызвал.
Владимир Ильич, задумавшись, ходит взад-вперед по комнате. Мария Ильинична сидит на диване, и вижу, очень она взволнована. Никто не идет. Тогда я думаю: "Буду сам распоряжаться, а то время идет, бандиты могут удрать". Пошел к телефону, телефонист не протестует.
- Дайте ВЧК. Соединили меня.
- Слушаю, - отвечает товарищ Петерс.
Я вкратце объясняю, в чем дело. Подошел Владимир Ильич. Я передаю ему трубку, и он стал говорить с товарищем Петерсом, объясняя ему, в чем дело и как все случилось. Я звоню по другому телефону, вызываю автобазу Совнаркома, вызываю три машины с вооруженными людьми..."


 
Экспроприация экспроприируемого
Еще один, просто анекдотичный случай произошел с тем же автомобилем Renault 40 в январе 1919 года. Ленин решил съездить в Сокольники, чтобы навестить приболевшую Крупскую, которая проводила новогодние дни в детской колонии. По дороге в Сокольники неизвестные вооруженные люди подали знак шоферу остановиться. Полагая, что это патруль, Ленин велел Гилю притормозить, и протянул свое удостоверение. Однако, человеком, которому Ленин протянул свое удостоверение, оказался бандит Яков Кошельков, известный в московском уголовном мире под кличкой Яшка Кошелек. Далее версии диалога Ленина с Кошельковым расходятся. По одной версии, удостоверение, протянутое Лениным, было прочитано полуграмотным Кошельковым как "Левин", что еще больше укрепило его в мысли о том, что перед ним преуспевающий коммерсант, разъезжающий на собственном авто. По другой, глава советского правительства возмущенно спросил: - Товарищ, в чем дело? Я - Ленин! На что Кошельков ему невозмутимо ответил: - А мне неважно кто ты, гони деньги и проваливай.
Дальнейшее превзошло все ожидания: к машине подбежали еще несколько человек, приставили к виску Ильича наган и очень невежливо попросили пассажиров покинуть машину, сели в неё, и быстро уехали, оставив сановных пассажиров одних на дороге.
Rolls-Royce 1920 Silver Ghost с полугусеничным движителем Адольфа Кегресса. Тюнинг по-ленински. Задолго до эпохи Bombardier русские рабочие собирали такие снегоходы для своего вождя. Rolls-Royce 1920 Silver Ghost с полугусеничным движителем Адольфа Кегресса. Тюнинг по-ленински. Задолго до эпохи Bombardier русские рабочие собирали такие снегоходы для своего вождя. 
Вот так не по-человечески поступили московские бандиты с самым человечным человеком, бесцеремонно вышвырнув его из машины. Кроме машины Renault, бандиты отобрали у Ленина портмоне, удостоверение предсовнаркома и личный браунинг. Самое смешное в этой истории - это то, что находившийся при Ленине охранник Чабанов никак не мог воспрепятствовать творившемуся на его глазах произволу, потому что вместо оружия у него в руках был бидон с молоком для Крупской - большой дефицит по тем временам.
Сам Ленин был чрезвычайно раздосадован этим происшествием, но тем не менее шутил: "Когда стоит выбор: кошелек или жизнь, и сила на стороне нападающих разбойников, надо быть окончательным идиотом, чтобы выбрать кошелек".
Rolls-Royce 1920 Silver Ghost с полугусеничным движителем Адольфа Кегресса. Тюнинг по-ленински. Задолго до эпохи Bombardier русские рабочие собирали такие снегоходы для своего вождя.  Следуя "заветам Ильича", после его смерти на Rolls-Royce продолжали ездить такие видные члены партии, как Семен Буденный, Лазарь Каганович и Вячеслав Молотов 
После этого неприятного инцидента охрану Ленина значительно усилили. Девятого апреля 1919 года Оргбюро ЦК направило коменданту Кремля Малькову перечень дополнительных мер охраны Ленина:

 
"Уважаемый тов. Мальков!
Оргбюро постановило:
1. При выездах тов. Ленина из Кремля необходимо сопровождение 2-х автомобилей с охраной из 5 человек. Шофер - партийный, преданный. Рядом - вооруженный конвоир.
2. Охрана квартиры и кабинета - часовыми из коммунистов (не менее 1 года партстаж). У часовых - сигнализация; кнопка на полу (использовать в случае нападения).
3. Вход в квартиру В.И. - по особым билетам, выдаваемым т. Лениным.
4. Перенести канцелярию вниз.
5. Перенести кабинет рядом с квартирой В.И. Ленина (рядом зал заседаний).
6. Провести основательную чистку среди сотрудников Совнаркома".

 
И все же конфузия была ужасная - еще бы: не каждый же день грабят глав правительства! Поимкой бандитов занимался лично Дзержинский, но отчаянного Кошелькова, напавшего на самого Ленина, чекисты живьем так и не взяли. А вот угнаный Renault потом нашли, но Ленину так и не вернули - губисполком, на территории которого нашли машину, просто отказался её возвращать.
 
Товарищи! Вы видели Ройльса ?
Следующей вехой в истории взаимоотношений В.И. Ленина с автомобилями можно считать смену автопарка совнаркома, состоявшего из старого и изношенного "тяжелого наследия царского режима" на новенькие Rolls-Royce, которые глава советской торговой делегации Леонид Красин закупил в Великобритании в количестве аж 73 штуки - на все Политбюро. Причем покупка была сделана во времена жесточайшего голода в Поволжье в 1920 году.
До наших дней сохранились два ленинских автомобиля Rolls-Royce - один обычный, модели Silver Ghost Alpine Eagle с открытым заказным кузовом фирмы Barker, другой - модели Silver Ghost Continental, оснащенный полугусеничным ходом - автосани. Существуют две версии происхождения этих автосаней: по одной, машина выпущена в 1914 году и переоборудована еще до революции начальником царского гаража Адольфом Кегрессом, набившем на этом деле руку, по другой - это модель 1920 года, переделанная на Путиловском заводе уже при советской власти. Однако это были не первые автосани, которыми пользовался Ильич. Еще в 1918 году Ленин написал записку начальнику автобазы совнаркома Ушакову: "Прошу в срочном порядке озаботиться сборкой автосаней системы "Кегресс" не менее трех штук для обслуживания меня и Совета Народных Комиссаров".
 Следуя "заветам Ильича", после его смерти на Rolls-Royce продолжали ездить такие видные члены партии, как Семен Буденный, Лазарь Каганович и Вячеслав Молотов  Следуя "заветам Ильича", после его смерти на Rolls-Royce продолжали ездить такие видные члены партии, как Семен Буденный, Лазарь Каганович и Вячеслав Молотов 
Изготовлением саней системы "Кегресса" занялся личный шофер Ленина - Степан Гиль, которого с особым мандатом откомандировали в Петроград на Путиловский завод. Рабочие "озаботились" и в "срочном порядке" сделали снегоход для Владимира Ильича на шасси автомобиля Packard Twelve. Однако радость Ленина от пользования автосанями оказалась недолгой. Изношенный мотор старого автомобиля не выдержал нагрузок и стал стучать. Ремонтом машины занялись рабочие из гаража совнаркома, причем ремонт осложнялся полным отсутствием каких-либо запчастей к этому двигателю. И тогда недостающие детали выковал кузнец гаража. Восстановление автосаней было закончено за пять дней. От радости Ильич так расчувствовался, что написал на рапорте управделами совнаркома Бонч-Бруевича об окончании ремонта следующее: "Прошу передать товарищам благодарность за энергичную работу и выделить 1 пуд муки в качестве премии. Пр. СНК Вл. Ульянов-Ленин". Но впоследствии Packard все-таки "издох" от перегрузок, и тогда его заменили на Rolls-Royce.
На таких автосанях Ленин обожал кататься зимой по Подмосковью, ездил на охоту, а один раз даже посетил открытие электростанции в Кашире 14 ноября 1920 года.
В летнее же время Ильич пользовался "обычным" Rolls-Royce с открытым верхом. Эту машину до недавнего времени можно было увидеть в музее Ленина - блестящий черным лаком Rolls-Royce с номером 236 стоял на втором этаже музея, пока его в 1995 году не выкатили через окно и не спрятали в одном из хранилищ в Измайлово.
Судьба этой машины весьма интересна: если полугусеничный Rolls-Royce после смерти вождя остался в Горках, благодаря чему и сохранился в первозданном виде, то открытый вернулся в гараж совнаркома, где активно эксплуатировался до начала 30-х годов, когда весь автопарк заменили на американские Packard. После этого ленинская машина неизвестными путями попала в Крым, где на ней ездил председатель местного рыбколхоза. Естественно, машину в колхозе ремонтировали как могли, и уже почти совсем угробили, если бы не строгий наказ Сталина беречь все, что связано с именем Ленина. В 1939 году машину нашли в Керчи и с трудом опознали. Изуродованный колхозниками Rolls-Royce отправили в Горки, где он и простоял в полуразрушенном состоянии до 1957 года, когда в преддверии очередного ленинского юбилея его решили отреставрировать на заводе Лихачева - это была первая в России реставрация антикварного автомобиля.
Отреставрированный Rolls-Royce поместили в экспозицию музея Ленина на площади Революции, и каждый мог полюбоваться автомобилем, на котором ездил "вечно живой". Впечатления были самые разные: так, посетивший Москву в середине семидесятых итальянский режиссер Микеланджело Антониони на дежурный вопрос о своих впечатлениях после посещения музея, ответил: "Мне понравилось. Особенно Rolls-Royce. У Ленина губа - не дура. От такого лимузина я сам бы не отказался". А в 1960 году фирма Rolls-Royce прислала в музей Ленина спецификацию и краткую историю его знаменитого авто. Выяснилось, что этот Rolls-Royce Silver Ghost был собран в городе Норвиче мастером по имени Мэк Эгертон (в традиции фирмы - фиксировать имя человека, соединяющего кузов и шасси автомобиля). Он имеет 6-цилиндровый двигатель, объем - 7428 куб. см, развиваемая мощность - 72,5 лошадиных сил. Расход топлива - 1 галлон на 13 км пробега при скорости 20 миль в час и трех пассажирах.
Именно на этом автомобиле уже тяжелобольной Ленин совершил свою последнюю поездку из Горок в Москву 19 октября 1923 года, когда он вместе с Крупской и сестрой Марией Ульяновой посетил Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Ленин покатался немного по Москве и вернулся обратно в Горки. Больше он на машинах никуда не ездил.
И.БАРАНЦЕВ

 

 


                         

 

          1. Как известно, ВАЗ-2101 создан на базе автомобиля Fiat-124. На базе того же автомобиля создан и ВАЗ-2103, являющийся люксовой версией "копейки". Но первоначально предполагалось создавать версию люкс на базе другого автомобиля - Fiat-125, являвшегося люксовой версией Fiat-124. Однако, поскольку по требованию советской стороны унификация между моделями должна была составлять не менее 85%, было решено делать обе модели на базе одной и той же машины 

           2. Изначально планировалось, что автомобиль Победа будет называться "Родина". Узнав об этом, И. В. Сталин иронически спросил: "Почем родину продавать будете?". Название тут же изменили на "Победу". Сталин ответил: "Невелика победа, но пусть будет Победа". Это название и было утверждено.
 
 
           3. Москвичи-408 (и, впоследствии, Москвич-412) широко экспортировались в Европу и были там весьма популярны. Английский журнал Motor писал: "Машина в целом создана как рациональное, выносливое и комфортабельное средство транспорта… Русских Москвичей-408 расходится столько, сколько их ввозят." Норвежский журнал "Техникенс верльд" ("Мир техники") в 1968 году провёл испытания Москвич-408 на живучесть протяженностью в 1240 км по самым плохим дорожным условиям, по итогам которых писал: "Москвич-Элит выдерживает жестокое обращение, и притом лучше, чем мы могли себе представить. Мы можем смело заявить, что немного есть на свете машин, которые вынесли бы такое испытание!"
 
 
           4. Наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем является НИВА ВАЗ-2121. Её доля в экспорте в Европу наиболее значительна, а также она является единственным отечественным автомобилем, поставлявшемся в Японию. Из 1,8 миллионов выпущенных за 30 с лишним лет производства «Нив» на экспорт в более чем 100 стран мира было отправлено свыше 500 тыс.
 
            5. Первоначально планировалось делать Москвич-400 с 2 дверями вместо 4, по примеру его прообраза Opel Kadet. Существует такая версия, почему всё же было решено делать автомобиль с 4 дверьми. Рассказывают, что, когда Сталин принимал Москвич-400, он сел рядом с водителем и сказал директору МЗМА Василию Тахтарову: "Садись и ты, дорогой". Тот побледнел. Не мог же он сказать: "Иосиф Виссарионович, вы, пожалуйста, выйдите на минутку, я откину спинку и пролезу на заднее сиденье". Но вождь был настроен благодушно. Он с трудом вылез из тесной машины, небрежно бросил директору: "Сделай, чтобы людям было удобно" — и уехал. Так у машины появились четыре двери.


             6. Удивительны мотивы и нюансы прекращения выпуска ГАЗ-14 - в 1988 году вышло знаменитое постановление ЦК КПСС о борьбе с привилегиями. На его основании сначала запретили использование "Чайки" (заменив "Волгой" ГАЗ-3102), а впоследствии "Чайку" сняли с производства. И не просто сняли - была уничтожена вся технологическая оснастка, рабочая документация, сборочные линии, кузовные штампы и так далее. За всю историю автомобилестроения это был единственный случай такого рода! В 1996 году руководство завода предполагало возобновить производство Чайки, но не осталось практически ничего. Разработка заново была экономически нецелесообразна. Возрождение так и не состоялось.


              7. Автомобиль Москвич-412 неоднократно становился участником международный соревнований. Так, в трансконтинентальном марафонском пробеге "Лондон — Сидней" (1968, 16 тыс. км) он занял четвёртое место в общекомандном зачёте; в ралли "Лондон — Мехико" (1970, 26 тыс. км) — третье место в общекомандном зачёте (после заводских команд фирм Ford и British Leyland), лучший из экипажей занял двенадцатое место в индивидуальном зачёте (сложность маршрута показывает тот факт, что всего тогда финишировало 23 автомобиля различных марок из 96 стартовавших); также он участвовал в таких соревнования как "Тур Европы" (1971); "Золотые Пески" (этап чемпионата Европы, Болгария, 1972); "Сафари" в Нигерии (начало 1973 года; второе, третье, пятое места, из 27 стартовавших автомобилей финишировало восемь, в том числе — все три "Москвича" без серьёзных поломок); "Рейд польский" (этап чемпионата Европы, 1973); и других.

 
              8. История Ульяновского автомобильного завода начинается с Великой Отечественной войны. Завод был возведен в 1942 г. из оборудования эвакуированного московского ЗИЛа. Изначально это предприятие стало выпускать автомобили оборонного назначения, уже в 1943 г. поставив действующим частям около 4000 единиц. Первые УАЗы создавались для сопровождения танковой колонны на поле боя и предназначались для доставки личного состава к месту выполнения боевой задачи. После победы над фашистской Германией завод не переставал обеспечивать армию надежными и проходимыми УАЗами. Позже автомобили УАЗа стали применяться в разноплановых отраслях народного производства.


               9. Существует несколько версий на счёт года основания Запорожского автомобильного завода Сами заводчане датой создания завода привыкли считать 1863 год, когда голландец Абрагам Кооп создал завод по производству сельскохозяйственной техники. Другой вариант - 1908 год, когда был основан Мелитопольский моторный завод (МеМЗ), который с 1960 года начал поставлять свои двигатели на ЗАЗ. Ещё одна дата - 1923 год, тогда бывший завод Абрагама Коопа был переименован в "Коммунар". Однако направление деятельности сохранилось, с учётом появления новой сельскохозяйственной техники — тракторов, уборочных комбайнов и др. В 1961 году завод был переименован в Запорожский автомобильный завод.

 
                10. Официально (заводская версия) ЗИЛ-117, был создан как более динамичный, скоростной и маневренный по отношению к лимузину ЗИЛ-114 автомобиль сопровождения. Неофициально же бытовало утверждение, что ЗИЛ-117 — «драйверская» версия, созданная по личному распоряжению Л. И. Брежнева, любившего управлять автомобилем лично. Имеется немало свидетельств очевидцев, что еще во второй половине 1970-х генсек собственноручно управлял «коротким» ЗИЛом.