Категории раздела
Корзина
Ваша корзина пуста
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1339
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Боевой конь РККА

Майор Е. Лихов

Интернет-Аукцион NEWMOLOT

Интернет-Аукцион МЕШОК

 


Великая Отечественная война завершилась. Советский народ под руководством коммунистической партии и водительством Генералиссимуса И.В. Сталина в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками отстоял свою свободу и независимость, свое суверенное государство. Трудно переоценить роль моторизованных частей нашей доблестной Рабоче-крестьянской Красной армии в этой победе.
Мотоциклы успешно участвовали в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Москвой, Сталинградом, Ярцево, на территории Австрии и Чехословакии, Германии и Польши. Мотоциклетные части, обладая большой подвижностью и огневой мощью, были способны в качестве передового отряда решать различные боевые задачи. Они применялись не только как средство передвижения, связи, разведки, но также для удержания и закрепления захваченной у противника местности и самостоятельных действий на флангах противника. Отсутствие железных дорог в направлении боевых действий войск и необходимость подвоза снабжения из внешних баз определили важную роль мотоциклетного транспорта в наступательных операциях победоносной Красной армии. Мотоциклетные подразделения совместно с танковыми частями наносили серьезные удары по противнику, нарушая его коммуникации. Вот несколько фактов.
В октябре 1941 года, когда гитлеровская армия рвалась к Москве, для ликвидации прорыва противника был вызван 36-й мотоциклетный полк.

Пройдя за 19 часов непрерывного марша 500 км без всякого отдыха, бойцы вступили в бой, остановили немецкие войска и в течение четырех суток, до прихода главных сил Красной армии, отбивали яростные атаки противника.
Под Сталинградом 8-й мотоциклетный полк, действуя в качестве передового отряда крупного танкового соединения, после прорыва танками обороны противника, совершил глубокий рейд в тыл немецких войск, наступавших на Сталинград, и решительными действиями парализовал тылы противника на важном участке.
В январе 1945 г. 6-й отдельный мотоциклетный полк, преследуя большую колонну отступающих гитлеровских войск на территории Польши, отрезал ее от переправы и пулеметным огнем рассеял и уничтожил соединение противника.
На полях сражений хорошо подготовленным дивизиям Вермахта наряду с советскими мотоциклами противостояла и техника наших союзников, полученная по лендлизу. Значительную часть армейского мотопарка составляли отремонтированные и трофейные машины. Но решающую роль в успехе мотострелковых соединений сыграл настоящий «железный конь» РККА — мотоцикл М-72, чье становление в строй проходило в разгар кровопролитных боев первых месяцев войны.
Н. Эрнест в номере газеты «Правда» от 22 мая 1935 г. отмечал: «Наша страна, сумевшая наладить массовое производство тракторов, автомобилей и самолетов, конечно, справится с освоением мотоцикла, если ему будет уделено должное и заслуженное внимание».
Однако к началу войны наши мотозаводы все еще были маломощны, имели устаревшее, изношенное оборудование и в основном размещались в подсобных помещениях. Не было налажено планового и централизованного снабжения производства необходимыми деталями. Выпускавшиеся в 1940 г. отечественные мотоциклы Л-300, Л-8 (в г. Ленинграде), ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9 (в г. Ижевске) и ТИ3-АМ-600 (в г. Таганроге) по своей мощности, проходимости и эксплуатационным показателям на тот момент не удовлетворяли требований мотоциклетных частей, куда они преимущественно поступали.
До 1940 РККА не располагала крупными мотоциклетными соединениями. Так, в феврале 1936 г. в 14 военных округах насчитывалось всего 1.607 мотоциклов. Мотоциклетные подразделения были небольшими формированиями в составе разведывательных частей и частей связи.
5 начале1940 г. было сформировано три батальона, каждый насчитывал 562 человека личного состава, 461 мотоцикл (из них только 43 с коляской), 22 автомашины и 458 пулеметов Дегтярева.
Общий парк мотоциклов СССР в 1940 г. составлял около 60.000 шт. — столько их произвела промышленность молодой Страны Советов с 1932 г. (включая немногие мотоциклы гражданских лиц, состоявшие на военном учете). Самыми массовыми были созданные советскими конструкторами Л-300 и ИЖ моделей 7, 8 и 9. Единственным мотоциклом с коляской был мотоцикл АМ-600 с мощностью четырехтактного двигателя в 16 л.с. Однако данной мощности двигателя было недостаточно для перевозки экипажа в три человека и боекомплекта. Да и плановый годовой выпуск из-за сложности конструкции не превышал 3.000 машин.
 

ИЖ-9
  ИЖ-9 (г. Ижевск) с одноцилиндровым двухтактным мотором с рабочим объемом цилиндра 293 см развивает 9,5 л.с., вес мотоцикла 137 кг.

 

АМ-600
АМ-600 (с коляской) (г. Таганрог) с одноцилиндровым четырехтактным мотором с рабочим объемом цилиндра 600 см' развивает 16,5 л.с.


B 1940 г., когда немецко-фашистский агрессор все ближе подкрадывался к границам СССР, Главное автобронетанковое управление Красной армии разработало штаты, вооружение и оснащение мотоциклетных подразделений и частей. Тогда же с целью выявить наилучший прототип для РККА провели государственные междуведомственные испытания 15 мотоциклов различных классов, среди которых были и образцы иностранных армий. По надежности, выносливости и эксплоатационным показателям лучшим образцом был признан мотоцикл BMB-P-71 с боковой коляской типа «Геленде». Конструкция прототипа допускала массовое производство, но при этом имела целый ряд новшеств: пружинную свечную подвеску заднего колеса, компактную переднюю вилку с подрессоренной фермой, карданную главную передачу.
 

мотоцикл Л-6
Л-6 (г. Ленинград) с одноцилиндровым четырехтактным мотором с рабочим объемом цилиндра 347 см развивает 14 л.с., вес мотоцикла — 150 кг.


Противоположное друг другу расположение цилиндров обеспечивало хорошее охлаждение потоком встречного воздуха и низкий центр тяжести. Надежность достигалась за счет применения подшипников качения коленчатого вала. Кроме того, прерыватель, маслонасос, генератор приводились шестернями, а чугунные цилиндры были покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком. Двигатель с рабочим объемом 746 см достигал мощности в 22 л.с. при 4.600 об/мин, а наибольший крутящий момент составлял 4,0 кгс м при 3.200 об/мин. Мотор был неприхотлив, невысокая степень сжатия 5,5-5,7 допускала работу на бензине с октановым числом 66. Мотоцикл свободно перевозил экипаж из трех бойцов и стрелковое вооружение по любым дорогам.

Поперечный разрез двигателя М-72
Поперечный разрез двигателя М-72.


В августе 1940 г. было создано Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению с целью до 1 ноября того же года изготовить комплект чертежей М-72 — точной копии одобренного Главным бронетанковым управлением Красной армии прототипа.
Полностью разобрав и изучив прототип, инженеры внесли необходимые коррективы в конструкторскую документацию для скорейшего налаживания производства на имеющемся в СССР оборудовании. Также в лабораториях Научного автотракторного института исследовали химический состав почти сотни деталей и предложили эквивалентную замену на материалы в соответствии с ГОСТами СССР.
Работы велись с размахом, в производство М-72 было вовлечен десятки заводов по всей стране. Честь стать головным сборочным предприятием выпала Московскому мотоциклетному заводу (ММЗ), прежде выпускавшему велосипеды. Автозаводу им. товарища Сталина (ЗИС) предстояло производить двигатели, другому столичному предприятию— Автозаводу им. Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) — выпускать коробки передач для поставки на ЗИС. Делать коляски, а также карданные валы и колеса поручили Горьковскому автозаводу им. тов. Молотова (ГАЗ), производство светотехники передали в г. Киржач Владимирской области, труб для рамы — Харьковскому велозаводу (ХВЗ).
Несмотря на трудности освоения нового мотоцикла, благодаря энтузиазму советских рабочих и конструкторов, он был построен менее чем за год, и уже в начале 1941 г. два опытных образца, вместе с БМВ-Р-71, продемонстрировали руководству РККА. Известный московский гонщик, водитель-испытатель Борис Зефиров несколько раз объехал Царь-колокол. Новый армейский мотоцикл получил «путевку в жизнь».
Прочная рама типа «Дуплекс» из стальных труб с упрочненными узлами, подрессоренная передняя ферма, пружинная свечная подвеска заднего колеса позволяли легко управлять мотоциклом вплоть до предельной скорости 85.км/ч. Для переключения передач в четырехскоростной коробке служили педаль и ручной рычаг. Бак вмещал 22 литра горючего, что позволяло значительно удаляться от наливных пунктов.
Советское правительство планировало к завершению третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в 1942 г. довести выпуск мотоциклов до 11.000 шт. в год. Самой массовой моделью должен был стать ИЖ-9 с новым четырехтактным мотором. Он мог быть полезен для разведки, связи и патрулирования, но как основной армейский мотоцикл не рассматривался, поскольку не был рассчитан на установку коляски. Красной армии нужен был крепкий, мощный и надежный мотоцикл с коляской, пригодный для универсального использования. И советские конструкторы под руководством большевистской партии в рекордные сроки подготовили документацию для производства основного армейского мотоцикла РККА — М-72.
Постановление СНК и ЦК ВКП (б) М 456-189сс от 4 марта 1941 г. закрепило за мотоциклетными заводами модели для армии и установило новые объемы выпуска. Учитывая опыт применения мотоциклетных соединений германскими войсками в Польше и растущую угрозу распространения немецко-фашистской агрессии на восток, для нужд РККА требовалось производить 50.000 мотоциклов в год (из них 38.000 — с колясками). Ведущая роль отводилась мотоциклам М-72. Помимо Москвы, их предлагалось выпускать в Ленинграде (ЛМЗ, он же «Красный Октябрь»), Харькове (XM3) и на Таганрогском инструментальном заводе г1в 65 им. товарища Сталина (ТИЗ).

Модель ДП - Мотоколяска с Пулеметом Дегтярева
Модель ДП - мотоколяска со специальным оборудованием для установки пехотного ручного пулемета Дегтярева
 

 

мотоколяска для установки ранцевого пулемета
Модель ОМ — коляска со специальным оборудованием для установки ранцевого огнемета.



В помощь ЗИС в Киеве на заводе мотоциклетных моторов (КЗММ) предстояло также выпускать двигатели для М-72. По замыслу руководства Народного комиссариата среднего машиностроения уже в июне 1941 г. ЛМЗ, ММ3 и ХМ3 должны были собрать 100 первых мотоциклов М-72, а до конца года — 32.000 шт. B 1941 г. оставались на конвейере и модели АМ-600 (г. Таганрог), Л-8 (г. Ленинград и г. Серпухов), ИЖ-9 и ИЖ-12 (r. Ижевск и г. Серпухов) в объеме 18.000 шт. Всего же в планах 1941 г. было изготовить 50.000 мотоциклов. Также в 1941 г. на вооружение Красной армии были приняты различные модели колясок к мотоциклу М-72, предназначенные для перевозки бойцов и установки вооружения: ручного и станкового пулемета, огнемета и миномета, боекомплектов.

 

мотоколяска со спецоборудованием
Модель ММ — коляска со специальным оборудованием для установки 50-миллиметрового миномета.


Вероломное нападение на нашу Родину СССР немецко-фашистских захватчиков помешало освоить серийный выпуск М-72 согласно плану правительства. Но горячий энтузиазм и несгибаемая вера в победу советских людей позволили спустя всего два месяца после нападения фашистской Германии на СССР начать выпуск М-72 в небольших количествах на Московском и Харьковском мотозаводах, которые произвели 448 и 123 мотоцикла соответственно. Но для нужд Красной армии, которая в упорных кровопролитных боях несла большие потери, этого было недостаточно. К тому же, тяжелое положение на фронтах вскоре заставило эвакуировать заводы в глубокий тыл.
В июле 1941 г. Ленинградский мотоциклетный завод переехал в г. Горький, на площади инструментального цеха завода «Красная Этна». Позже туда же перевели Харьковский мотозавод. Таганрогский завод вывезли в Тюмень, Серпуховский — в Ижевск, на площади мотоциклетного завода (он перешел на выпуск станковых пулеметов типа «Максим»). Основной производитель М-72, Московский мотоциклетный завод, в ноябре 1941 г. эвакуировали в Ирбит, на площади бывшего пивоваренного завода. До этого на ММЗ успели выпустить 2.412 мотоциклов М-72.
Подготовляя оборудование и материалы к эвакуации, рабочие не щадили себя, работали сутками напролет, на морозе, при бомбежках, загружая в вагоны и на открытые платформы «незавершенку» — оборудование и уже изготовленные узлы, — ведь враг стоял у порога! Многие рабочие с оружием в руках вставали на защиту Родины.

мотоколяска Модель ДС-1
 
Модель ДС-1 — коляска со специальным оборудованием для установки станкового пулемета Дегтярева «ДС».


Организовывать производство М-72 пришлось на новых, неприспособленных площадях, зачастую под открытым небом. Вначале не было ни электроэнергии, ни литейных, кузнечных и инструментальных цехов, ни станочного оборудования. Но энтузиазм рабочих, вдохновленных примером своих товарищей на фронтах, позволил преодолеть все трудности и в 1942 г наладить выпуск М-72 на ИрбМЗ и ГМЗ, изготовив 1587 и 1284 мотоцикла соответственно. На Тюменском заводе выпустили 187 АМ-600.
Таким образом, всего в Красную Армию в 1942 г. поступило около 7430 мотоциклов В 1943 r выпуск мотоциклов на ГМЗ несколько снизился, а на ИРБМЗ — вырос. В целом в 1943 г выпуск М-72 немного увеличился, а в 1944 стал рекордным: мотоциклетные заводы в г Горьком и г. Ирбите произвели 5380 мотоциклов!
Еще одним подспорьем для РККА с начала воины стал Бронетанковоремонтный завод №20. Он находился в Москве на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСКИ) и занимал участок киностудии «Мосфильм». Там организовали ремонт отечественных мотоциклов, доставлявшихся с полей сражений вместе с трофейными.

Ремонт и сборка мотоциклов на БТРемзавод №20
Ремонт и сборка мотоциклов на БТРемзавод №20

Мотоциклы зарубежного производства готовые к отправке на фронт
Мотоциклы зарубежного производства готовые к отправке на фронт

 


Сначала технику разбирали на детали, промывали и сортировали. Двигатели собирали в моторном цехе из годных или восстановленных деталей. Каждый мотор проходил сначала 8-часовую холодную обкатку, затем 4-часовую горячую. В сборочном цехе работало два тележечных конвейера, на первом собирали «одиночки», на втором — М 72. Месячный план составлял 300 машин, то есть по 10 в день без выходных. Всего же в 1942 г. на заводе восстановили более 3.000 отечественных мотоциклов, то есть практически столько же, сколько вместе выпустили мотоциклетные заводы Горького и Ирбита.

М-72 с коляской Москва
М-72 с коляской "Москва", с  двухцилиндровым четырехтактным двигателем 750см3, 22 л.с., вес 350 кг

Бронированный М-72
Бронированный М-72

Десантный "Эксцелсиор"
Десантный "Эксцелсиор"
 

Службу в славной PKKA несли и трофейные мотоциклы, брошенные противником на полях сражений. Они появились в частях Красной Армии с конца 1941 г., когда немецко-фашистские полчища стали отступать под натиском советских воиск. Счет захваченным мотоциклам шел на тысячи, особенно в ходе наступления на Сталинградском фронте. Так, по сообщению Совинформбюро, только в ходе боев с 17 по 26 января 1943 г нашими войсками были взяты следующие трофеи: самолетов — 523, танков — 1297, орудии разного калибра — 2.978, минометов — 904, пулеметов — 4870, винтовок — 45.000, автомашин— 49 000, мотоциклов — 4 660, тягачей и транспортеров — 229, повозок с военным имуществом — 4570, радиостанций — 170, бронепоездов — 3, паровозов— 42, вагонов — 230, складов с боеприпасами и вооружением — 160 и много другого военного имущества.
Наиболее исправные мотоциклы (их было большинство) ремонтировали в полевых условиях и сразу же включали в состав воевавших воинских частей. Сильно поврежденные везли в Москву и подмосковный Серпухов, где организовали их ремонт. Эта работа требовала грамотных специалистов, ведь в рядах Вермахта находилось более 50 различных марок мотоциклов многих фирм.
 

Верхнеклапанный двигатель М-75
Верхнеклапанный двигатель М-75
 

Поступление мотоциклов от промышленности в 1941-42 rr не удовлетворяло возрастающих потребностей Красной армии. Эвакуированные в тыл предприятия еще только возрождались на новых местах и не могли обеспечить нужды фронта. Поэтому уже в январе 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны № 1106сс, которое обязывало Наркомвнешторг произвести закупку в Америке и Англии 20 000 мотоциклов с колясками, состоявших на вооружении армии этих стран. Сначала английское правительство в поставке мотоциклов отказало, а Военный департамент США предложил мотоциклы «Индиан» модели 741-Б без коляски. Они стали поступать в СССР с конца 1942 г (до конца воины их взвали 6769 штук). Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20, все также без колясок.

Харлей Давидсон
"Харлей Давидсон" (США) двухцилиндровый V-обрызный четырехтактный двигатель объемом  750см3 25 л.с.


Но самым массовым импортным мотоциклом (более 13.000 шт) стал американский «Харлей-Давидсон», который появился в Красной армии в 1943 году. Мотоцикл был оборудован 760-кубовым V-образным мотором мощностью 26 л.с, высоким ветровым щитком, кожаными багажными сумками, площадками для ног. Рама закрытого типа «Дуплекс» — трубчатая, цельнотянутая, с небольшими утолщениями в узлах и раздвоенными передними нижними трубами — хорошо противостояла искривлению и была рассчитана на применение прицепной коляски. Передняя вилка относилась к классу вилок с подрессоренной фермой, что улучшало устойчивость и управляемость мотоцикла.
«Индианы» комплектовали сравнительно маломощными 500-кубовыми V-образными моторами, они не имели заднего седла, управление было неудобным Советские специалисты отмечали несовершенство конструкции по сравнению с отечественным М-72 (вилка с параллелограммной связью и неподрессоренной фермой по типу мотоциклов Л-800 и ИЖ-7,жесткая задняя подвеска) и повышенный расход горючего.
Но надежность узлов и механизмов зарубежных мотоциклов заслужила самой высокой оценки. Зато М-72 был не так требователен к обслуживанию и допускал ремонт в полевых условиях. К тому же все три колеса у М-72, в отличие от зарубежных мотоциклов, были взаимозаменяемы.
Мотоциклы приходили в СССР разобранными, в качественных транспортных укупорках Сборкой занимались Серпуховский и Московскиий мотозаводы, а также ВТРемзавод №20.
Был у техники союзников существенный недостаток — отсутствие прицепных колясок. Поэтому для полноценного использования требовалось организовать их выпуск в огромных количествах. Для облегчения задачи в условиях военного времени было принято решение использовать те же коляски, что и на М-72.
Производством мотоциклетных колясок до войны занимался Горьковский автомобильный завод им. Молотова. К 1941 г. он полностью обеспечивал колясками мотоциклетные заводы, но тогда их требовалось немного. Начавшаяся воина задержала освоение М-72, затем — эвакуация заводов на восток, — все это делало коляски невостребованными. И автозавод свернул их производство, переключивпгись на более нужные фронту детали для танков. Когда стали поступать «одиночки» «Индиан» и «Харлеи-Давидсон», выпуск колясок был увеличен, однако их все равно недоставало для оборудования импортных мотоциклов, и те накапливались на складах НКО и Московском мотозаводе. В 1944 г. автозавод им. Молотова наготовил почти 11 000 колясок, а одних только «Харлеи-Давидсонов» в том году поступило более 14 000 шт.
В 1948 г, когда производство М-72 было отлажено, появилась возможность заняться совершенствованием, испытывать зарубежные мотоциклы и проектировать новые. Ирбитский мотозавод изготовил опытный верхнеклапанный двигатель М-75 у серийного агрегата заменили цилиндры и головки цилиндров, использовав детали трофейного БМВ-Р-51. За счет верхнего расположения клапанов удалось поднять мощность двигателя М 75 до 28 л.с (вместо 22 л.с у М-72). Конструкторское бюро завода провело испытание нового двигатели М-75 на мотоцикле М-72, была отмечена лучшая динамика и экономичность. Однако вследствие конструктивных недоработок ряда узлов, двигатель М-75 в производство принят не был.

 

Для оснащения мотоциклов боевой техникой были сконструированы и испытаны приспособления по установке на коляску мотоцикла М-72 противотанкового ружья, а также разработана специальная коляска под установку 82-миллиметрового батальонного миномета. Также в порядке опыта оборудовали М-72 броневыми щитами.
Большую будущность видели и в мотоциклах с приводом на колесо коляски. Подобные аппараты БМВ-Р-75 и «Цюндапп КС 750» были у противника в большом количестве. Они значительно повышали тактико-технические возможности подразделений. Тюменский мотозавод спроектировал и изготовил два опытных образца ТМЗ-53 на базе М-72 с приводом на подрессоренное колесо коляски от блокирующегося дифференциала. Также повышение проходимости давал демультипликатор в коробке скоростей с четырьмя передачами и задним ходом. Кроме того, у мотора М-72 увеличили крутящий момент и повысили мощность до 28 л.с., применили зажигание от магнето, более надежное, чем батарейное, и двухдисковое сцепление взамен однодискового. Примечательны мощные шины— размером 6,0-16" с протектором «Граунд-Грипп» типа «елочка». Клиренс также несколько увеличили, до 180 мм.
Мотоциклы ТМ3-53 прошли всесторонние испытания зимой и летом, а также в сравнении с трофейными «Цюндапп КС-750» и БМВ-Р-75. Все мотоциклы показали сходную динамику, а на бездорожье тюменский мотоцикл превзошел всех, преодолевая подъемы свыше 26'. «Цюндапп» опережал его только в экономичности и по запасу хода (вследствие большего бензобака). Любопытно, что на заболоченных участках проходимость ТМЗ-53 оказалась выше, чем у автомобиля-амфибии «Форд-Виллис». Испытания показали, что ТМ3-53 может тянуть 45-миллиметровую противотанковую пушку или облегченную 76-миллиметровую.
 

Мотоцикл М-73 схемы 3х2
М-73 по схеме 3х2


Подобный мотоцикл схемы Зх2 модели М-73 был построен в Военной Академии им. товарища Сталина. Там также взяли за основу М-72, установив привод на колесо коляски. Мотоцикл М-73 отличался от серийного отключаемым приводом на колесо коляски без дифференциала, другим передаточным отношением редуктора и тормозом колеса коляски. Шины были сохранены штатные, как и свечная подвеска заднего колеса (у ТМЗ-53 заднее колесо крепилось жестко). Испытания показали удовлетворительные результаты, и Горьковский мотозавод изготовил еще 5 образцов.
Несмотря на трудности освоения армейского мотоцикла М-72, он сыграл замечательную роль в великой Победе советского народа над немецко-фашистскими захватчиками. А его производство и полученный опыт создали хороший задел для дальнейшего развития мотоциклостроения на благо нашей великой Родины.

парад военных мотоциклов



Источник: Журнал "Мото" 05'2013
Опубликовано: 23 декабря 2013 года



 



Источник: http://autobuy.ru/page/zhurnal-moto-rkka
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (16.05.2014)
Просмотров: 7600 | Теги: мотоцикл ссср | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: