Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

История санитарных автомобилей России и СССР 1941-1945

До войны разработаны и с 1937 по 1945 г. филиалом ГАЗа (с 1939 г. он стал называться Горьковский автобусный завод) выпускались специализированные машины ГАЗ-55 (на базе грузовика ГАЗ-ММ - модернизированного варианта ГАЗ-АА с мотором ГАЗ-М). В ГАЗ-55 можно было перевозить 4 лежачих и 2 сидячих больных или 2 лежачих и 5 сидячих или 10 сидячих. Машина была оборудована калорифером, работавшим от выхлопных газов, и вентиляционной системой.
Кстати, на фото в книге Л.М.Шугурова под маркой ГАЗ-55 изображен, похоже, другой санитарный автомобиль на базе ГАЗ-АА, м.б. даже созданный в гаражах Московской станции скорой помощи (уж больно похож... (подробнее).
Кстати, Вы наверняка помните эту машину по фильму "Кавказская пленница": это ее водитель ругался: "Да чтоб я еще сел за баранку этого пылесоса!"...
Всего было выпущено более 9 тысяч машин. К сожалению, "в живых" не осталось ни одной. Говорят, где-то в лесах под Вязьмой видели ее догнивающие остатки времен войны...

 Санитарный автомобиль ГАЗ-55 (GAZ-55 ambulance)


 Санитарный автомобиль БА-22 на базе трехосного ГАЗ-ААА (BA-22 ambulance)

В предвоенные годы был разработан и испытывался также интересный транспортер для эвакуации раненых с поля боя БА-22 (рис. слева) на шасси автомобиля ГАЗ-ААА (справа). Сведений о серийном выпуске нет, но даже если машина и выпускалась, не думаю, что таких машин было много, и что они могли сыграть существенную роль.

 Автомобиль ГАЗ-ААА


 ЗИС-44 санитарный фургон

Во время Великой Отечественной войны для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5. В соответствии с разработанными еще до войны рекомендациями, для более мягкого хода машины на дно кузова положено было насыпать слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху постелить соломы или иной мягкий материал. Кроме того, рекомендовалась комбинированная загрузка сидячими и лежачими ранеными. Иногда в кузове устанавливались специальные нары.
В медицинских целях использовались и другие специально разработанные машины, например, выпускавшийся только в годы войны ЗИС-44 - простой санитарный фургон с деревянным кузовом на 18 мест на основе ЗИС-5В - упрощенного варианта ЗИС-5.


Интересна история медицинских автобусов -- чаще всего переоборудованных из мобилизованного пассажирского транспорта городов.
Слева ЗИС-8 (автобус на шасси ЗИС-5).
ЗИС выпускал эти автобусы только в 1934-36 гг., позднее автобусы по чертежам завода производились на шасси грузовиков ЗИС-5 многими предприятиями, автобусными парками и кузовными мастерскими, в частности, московским заводом "Аремкуз".
Представленный на фото автобус ЗИС-8 1938 г., принадлежащий киностудии "Мосфильм", снимался в фильме "Место встречи изменить нельзя". По некоторым данным, это не оригинальный экземпляр, а хорошо сделанная поздняя реплика.
Справа - изображение модели упрощенного варианта санитарного автобуса - ЗиС-8С.

 ЗиС-8 (санитарный автобус на базе ЗиС-11/ЗиС-5))

 Санитарный автобус ЗиС-8С (ZIS-8S ambulance)


 Автобус ЗИС-16 (ZIS-16)

Городские автобусы ЗИС-16 тоже имели в своей основе шасси ЗИС-5. Упрощенная модификация - медицинский автобус - разработана еще до войны, выпускалась с 1939 г. под называнием ЗИС-16С. Машина могла перевозить 10 лежачих и 10 сидячих больных (не считая мест водителя и санитара).

 Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S)


Упрощенный вариант ЗИС-16С оснащался кабиной от грузовика (слева), более мощным мотором (85 л.с. против 73 у базовой модели за счет повышенной степени сжатия) и расположением трех ярусов носилок (6 шт.) в передней части кузова, и двух - в задней (4 шт.). Имелись также калориферы и вентиляторные окна.

 Санитарный автобус ЗИС-16С (ZIS-16S ambulance)


 Автобус ГАЗ-03-30 (GAZ-03-30)


В качестве санитарных использовались и приспособленные автобусы ГАЗ-03-30 (слева), а также некоторое количество трехосных автобусов ГАЗ-05-193 в санитарной модификации (справа - в упрощенном варианте военного времени).

 ГАЗ-05-193 (GAZ - 05-193)


На фотографии внутреннего двора госпиталя видны практически все вышеперечисленные санитарные автобусы.
Слева направо: первый и с третьего по шестой автобусы - ЗИС-16, второй слева - ЗИС-16С, седьмой слева и боком на заднем плане - ГАЗ-03-30 и на переднем плане - ГАЗ-55.

 Cанитарные автобусы ЗИС-16, ЗИС-16С, ГАЗ-55, ГАЗ-03-30 - фото (ZIS-16, ZIS-16S, GAZ-55, GAZ-03-30)


 Трамвай санитарный Горэвакопункта (Москва, 1941) - ambulance Tram

Справедливости ради отметим, что в крупных городах значительную часть военных перевозок (в том числе медицинских) осуществляли трамваи. Городские грузовики и автобусы были мобилизованы на фронт, а основным транспортом стал трамвай. Ни до, ни после Великой Отечественной войны трамвай не имел такой протяженной сети линий - почти 555 км. Трамвайные рельсы тянулись ко всем заводам, складам, госпиталям. И днем и ночью трамваи перевозили военные грузы, бойцов, раненых.


В подготовке страницы использованы материалы и фотографии:
Л.M.Шугуров "Автомобили России и СССР", М., 1993;
А.В.Вахрамеев "Московская скорая помощь 1919-1994", М., 1994;
Л.Д.Гоголев "Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей", М., 1990;
В.И.Матвеенко "Знаменитые и забытые", Книга 1, С-Пб, 2003;



Источник: http://www.03-ektb.ru/q-mainmenu-39/-1941-1945
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (22.02.2012)
Просмотров: 2459 | Теги: история, авто ссср, скорая, санитарная помощь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: