Из истории мотоциклетного костюма, или мотокультура в России и СССР Часть 2
Из истории мотоциклетного костюма,
или мотокультура
в России и СССР
Часть 2
Андрей МЯТИЕВ
Второе десятилетие XX века привнесло много нового в
мотоциклетную жизнь страны. Новые скорости, новая, более совершенная
техника, "сайдкары", то есть прицепные коляски для мотоциклетов,
женщины-мотористки, мотоцикл на службе в армии... Всего и не
перечислишь, но ясно одно - мотоцикл из малопопулярного, дорогущего и к
тому же чрезвычайно опасного транспортного средства превратился в
полноправного участника дорожного движения, в интереснейший спортивный
снаряд, ну... и в культ, в некотором роде. Это знают те, кто пережил
юношеское увлечение мотоциклом и не забросил его навсегда.
20 мая 1911 года министром внутренних дел
был утвержден устав Московского Кружка Конькобежцев и Велосипедистов
-Любителей. Эта организация приняла эстафету у велосипедных корпораций,
ведущих свою историю с 80-х годов прошлого, XIX века, и прекративших
своё существование в первом десятилетии XX века, когда интерес к
велосипедному спорту временно угас. Своим возникновением Кружок был
обязан группе московских спортсменов-любителей: Н.В. Струнникову (2-х
кратному чемпиону мира по коньковому бегу), В.М. Васюкову, B.C.
Зеленкову, П.Ф. Шиперко и С.М. Хольскому. М.К.К. и В.-Л. приобрёл
всеобщее уважение и влияние в спортивных кругах как Москвы, так и всей
России. Правление М.К.К. и В.-Л. организовало и провело розыгрыши
Всероссийских и московских чемпионатов по вело-мотоспорту в 1912-14
годах, множество других, значимых для отечественного спорта, состязаний.
Помимо велосипеда и конькового бега, вынесенных в название корпорации,
правление кружка культивировало и моторный спорт, сформировав "моторную
секцию", несомненным лидером которой был Б.М. Кремлёв (Толокнов). Весной
1913 года Борис Кремлёв первым из наших соотечественников принимал
участие во всемирно известной гонке "Tourist Trophy" в Англии, выступая,
правда, за заводскую команду фирмы "Rudge". Перед самым финишем второго
(из трёх) этапа, идя вторым, Борис Кремлёв потерпел аварию, лишившую
его надежд на, казалось бы, близкую победу. В воспоминаниях об этой
гонке, опубликованных в ежегоднике М.К.К. и В.-Л. за 1913 год он
рассказывает об экипировке мотоциклиста-гонщика: "...Вспотел и устал я
страшно и, главное, от того сильного нервного напряжения, в каком
находился ежесекундно весь мой организм в течение этой тренировки.
Твёрдо решив далее не ехать, я снял кожаные шлем и куртку и две толстых
шерстяных фуфайки. Все гонщики одеваются так толсто не от холода, а на
случай падения - всё-таки, чем толще одет, всё мягче обо что-либо
"приложиться"...
На основании этих воспоминаний и фотографий
того времени, становится ясно, что костюм мотоциклиста уже тогда в
основном состоял из кожаных вещей. Кожа не продувается ветром, при
правильной обработке ей не страшна атмосферная влага, при падении она
предохраняет тело от повреждений, и, что немаловажно, мотоциклист,
"упакованный" в кожу, при "полировке" телом мостовой, не кувыркается,
ломая конечности, а едет, как на салазках. До сих пор, даже в наш век
высоких технологий, натуральная кожа является основой мотоциклетной
одежды.
Приблизительно в это же время, то есть в начале
1910-х годов, появился кожаный шлем, призванный защитить голову
мотоциклиста. Поначалу он изготавливался из тонкой перчаточной кожи,
оберегая владельца в основном от встречного ветра. По прошествии
нескольких лет, мотоциклетный шлем приобрел, благодаря использованию
толстой тиснёной кожи, жёсткость, защищая моториста в случае падения от
ударов. В середине 20-х годов в обиходе прочно утвердился твёрдый
кожаный шлем с наружными амортизирующими валиками, заполненными губчатой
резиной, и внутренним подшлемником.
Очки-"консервы", как их тогда называли,
появившиеся ещё в конце века девятнадцатого, будучи изначально
принадлежностью гардероба велосипедиста, мгновенно стали неотъемлемой
принадлежностью костюма мотоциклиста, а позднее завоевали популярность и
среди первых автомобилистов и авиаторов. Кстати, костюм авиатора 1910-х
годов в точности повторял снаряжение любителя двухколёсного мотора.
Зачастую, рассматривая фото тех лет, запечатлевшее некую личность,
одетую в кожаные куртку и галифе, в прочных высоких шнурованных
ботинках, перчатках с раструбами, с яйцеобразным шлемом и
очками-"консервами" на голове, невозможно понять, кто это - пилот ли
летающей машины или любитель моторного двухколёсного снаряда. Если
где-нибудь в уголке пожелтевшего фото не виден краешек крыла, тупорылый
капот старого биплана или, напротив, спицованное мотоциклетное колесо -
ошибка весьма возможна.
Весной 1912 года Московское Общество Мотористов
было преобразовано в Общество Мотористов и Велосипедистов (МОМиВ).
Очередное объединение фанатов двухколёсной романтики знаменовало эру
объединения и укрупнения спортивных корпораций в России. Именно с
середины 10-х годов началась активная универсализация спортивных
обществ, в Советское время закончившаяся созданием таких мега-клубов как
"Спартак", "Динамо" и т.п.
23 августа 1913 года в рамках программы первых
Российских Олимпийских Игр в Киеве состоялись велосипедно-моторные гонки
по маршруту Киев - Чернигов - Киев на дистанцию 250 верст с финишем на
треке Спортивного поля. Моторную гонку выиграл член М.К.К. и В-Л. Б.М.
Кремлёв. Так отечественный мотоциклетный спорт вышел на олимпийскую
арену...
Период 1912 - 1914 гг. характеризуется
общим подъёмом физической культуры в России. Этому способствовали рост
экономики, развитие науки и культуры и прочие факторы. Для
отечественного мотоциклетного дела событие, которым открылась новая
страница его истории, произошло в начале 1914 года, когда усилиями
оргкомитета под началом известного автомобилиста и автомобильного
журналиста Андрея Платоновича Нагеля министерство внутренних дел наконец
утвердило устав Всероссийского Общества Мотоциклистов. Правление ВОМа
расположилось в Петрограде, а председателем его был избран А.П. Нагель,
фигура, без сомнения, основная в русском автомотоспорте и поистине
легендарная.
Мировая война прервала столь удачно
начавшийся сезон. Многие спортсмены были мобилизованы или отправились
добровольцами в армию. Ряды их редели; с фронта приходили печальные
вести. Несмотря на это, спортивные общества продолжали свою
деятельность. В Москве были проведены несколько гонок. Некоторое
количество состязаний организовали спортсмены Киева, Тулы, Петербурга,
Омска, Ярославля, Рязани и других городов. В Петрограде и Москве были
организованы курсы по подготовке мотоциклистов для армии.
На фронтах 1-ой Мировой войны мотоцикл
нашел широчайшее применение. Мотоциклисты-связисты, мобильные пулемётные
команды на мотоциклах - их можно было встретить на всех фронтах. В
качестве одежды в соответствии с приказом Военного Министерства
мотоциклисты использовали повседневную срорму войск, к которым они были
приписаны, дополненную кожаными крагами, защищавшими голени, да очками. В
качестве "неуставной" одежды использовались кожаные куртки лётного
образца, на что командование смотрело "сквозь пальцы", понимая их
необходимость.