Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1378
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Jawa:романтика для героев асфальта(Jawa:романтика For heroes of asphalt)
JAWA: романтика для героев асфальта

(автор статьи - Мамчиц Олег)

Наверняка, многие могут вспомнить свое первое знакомство с мотоциклом Jawa. Их владельцев в конце 1980-х гг. называли "рокерами". У них не было конкретной идеологии или организации, характерной для современных "серьезных" героев асфальта, не было клубов, выездных мероприятий и внешней атрибутики. Зато у этих продвинутых старшеклассников были модные в то время джинсовые куртки с эмблемами популярных рок-групп ("Алиса", "Кино")... и мотоциклы Jawa.

Собирались юные обладатели мотоциклов сразу после уроков. Тяжелых машин (например, "Днепр" или "Урал") ни у кого не было. В основном это были мотоциклы "Иж-Планета-Спорт", "Минск", "Восход", "Тула", чешские CZ и Jawa. Больше всего ценились CZ и особенно Jawa.

JAWA – на старт!

Первые мотоциклы Jawa в очень небольших количествах стали появляться в СССР после Второй мировой войны. Их привозили советские офицеры, возвращавшиеся домой. Официальные же поставки начались в 1950-х гг. Однако для того, чтобы проследить историю мотоциклов этой марки, нужно вернуться в 1928 г. – именно тогда чешский инженер и предприниматель Франтишек Янечек решил переоборудовать принадлежащий ему оружейный завод в производство мотоциклов. Перед этим он заключил сделку с немецкой фирмой Wanderer, по которой купил оборудование и патент на производство одной из моделей мотоциклов этой фирмы. Тогда руководство Wanderer приняло решение полностью переориентироваться на выпуск автомобилей и в связи с этим распродавало оснащение, предназначенное для выпуска мотоциклов.

Само название марки Jawa было составлено из первых двух букв фамилии Janecek и первых двух букв названия мотоцикла Wanderer. В 1929 г. Франтишек Янечек на основе принадлежащего ему пражского оружейного завода Zbrojovka Eng. Franticek Janecek развернул производство тяжелого мотоцикла Jawa 500 OHV, на котором был установлен 4-тактный двигатель объемом 498,7 см3, расходовавший 4,5 л бензина на 100 км и разгонявший мотоцикл до 110 км/ч. На задние колеса крутящий момент передавался при помощи карданного вала. Эта модель не вызвала большого энтузиазма у покупателей. Серьезно потеснить конкурентов фирме удалось лишь после перехода на производство более легких и дешевых двухтактных моделей. На модели довоенного периода больше не устанавливали 4-тактные двигатели (кроме Jawa 350 OHV 1935 г. выпуска), объем двигателей колебался в пределах 98,8-346 см3 и использовалась цепная передача на задние колеса. Эти мотоциклы обладали характерной для конструкций тех времен треугольной рамой, без амортизаторов или пружин на задних колесах. Задняя подвеска на серийных мотоциклах появилась уже после войны. В довоенный период Jawa выпустила уже упомянутую Jawa 500 OHV (1929 г.), Jawa 175 Villiers (1932 г.), Jawa 175 Special (1933 г.), Jawa 350 SV (1934 г.), Jawa 350OHV (1935 г.), Jawa 250 Special (1935 г.), Jawa 100 Robot (1937 г.), Jawa 250 Duplex (1937 г.), а также две модели автомобилей – Jawa 700 и Jawa Minor. В 1931 г. было запущено литейное производство в г. Тынци-над-Сазавой, а в 1937 г. – завод в г. Бродце. В 1941 г. ушел из жизни основатель фирмы Jawa Франтишек Янечек.

Прицепную коляску "Велорекс" в 1965 г. можно было купить за 155 советских рублей.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Jawa 350 с коляской Велорекс

Великое продолжение

После оккупации Чехословакии заводы Jawa, также как и заводы CZ, вынуждены были заниматься ремонтом немецкой техники, в том числе и мотоциклов. Втайне от немцев чешским конструкторам удалось не только продолжить разработку новой прогрессивной модели мотоцикла, но и провести его дорожные испытания, замаскировав мотоцикл под отремонтированную немецкую машину. В тайниках удалось спрятать комплекты деталей для новой модели.

Благодаря этим разработкам в 1946 г. на Парижском автосалоне была представлена принципиально новая Jawa 250 Perak (type 11), обладавшая телескопической передней вилкой, амортизаторами задней подвески, автоматом выключения сцепления. Карбюратор был спрятан под обтекатель двигателя. Обтекаемый щиток фары плавно переходил в переднюю стойку, из-за чего мотоцикл выглядел более современно. Эта модель была оснащена одноцилиндровым 2-тактным двигателем объемом 248,8 см3 мощностью 9 л.с. А позже, в 1948 г., на том же шасси установили 2-цилиндровый силовой агрегат объемом 346 см3 и мощностью 12 л.с. Забегая наперед, следует отметить, что мотоциклы семейств "250" и "350" на многие годы станут основой модельного ряда Jawa. Сами модели будут модернизироваться, но продажи мотоциклов именно с такими объемами двигателей будут наибольшими. Достаточно вспомнить, что только "350-х" за все годы выпуска было продано более 3,5 млн штук.

В 1952 г. с конвейера сошла Jawa 500 ОНС (type 15). Конструкторы постарались даже внешне, с помощью более внушительной рамы и массивных крыльев, подчеркнуть мощность этой машины. Мотоцикл весил 156 кг. Его двигатель объемом 488 см3 выдавал 26 л.с. при 5500 об/мин, благодаря чему его можно было эксплуатировать с коляской. На эту модель установили более комфортное цельное сидение. На всех последующих моделях сидение водителя уже не отделяли от сидения пассажира.

В 1957 г. в СССР начали поступать первые мотоциклы Jawa 250/350 (type 353, 354) со смешным прозвищем "кивачка" ("кyvacka" – качалка). Такое название эти модели получили благодаря маятниковой задней подвеске с увеличенным ходом, которая позволяла более эффективно гасить колебания. Такая подвеска "кивачки" существенно улучшила управляемость и устойчивость мотоцикла. На эти модели были установлены гидравлические амортизаторы. Цепь привода заднего колеса полностью закрыли защитным кожухом. Размеры колес уменьшили с 19 до 16 дюймов.

Чешские мотоциклы быстро завоевали популярность среди советских мотоциклистов, так как превосходили по своим качествам и надежности отечественную продукцию. Более 60% от общего числа производимых мотоциклов Jawa стали экспортироваться в СССР – 80-100 тыс. мотоциклов в год.

В 1955 г. началось производство мопеда Jawa 50 Pioneer, а в 1958 г. – Jawa 50 Jawetta, которые друг от друга отличались только внешне.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Jawa 350 1959 г.

Победы и инновации

1960-е гг. ознаменовались целой серией спортивных побед на мотоциклах Jawa. Так, в 1961 г. чехословацкие гонщики заняли второе и третье места на чемпионате мира в классе 350 см3. Затем спортсмен из Новой Зеландии Гарри Бригс завоевал первое место на чемпионате мира.

В мировых чемпионатах по мотокроссу на мотоциклах Jawa неоднократно побеждали бельгийские, немецкие и советские спортсмены. В 1962 г. совместно с заводом ESO начался выпуск мотоциклов Jawa для спидвея.

"Кивачки" претерпели ряд изменений, отразившихся в моделях серий Jawa 250 (type 353/03, 353/04, 559/02, 559/04, 559/07) и 350 (type 354/03, 354/04, 354/06, 360/00). В модели 353/03, в отличие от базовой 353, мощность двигателя была увеличена до 12 л.с. Педаль переключения передач и пуска двигателя (кикстартер) объединили. В моделях Jawa 250 (353/04) и 350 (354/04), 1958-1962 гг. выпуска изменили конструкцию передних амортизаторов. Разборный глушитель перьевого типа заменили неразборным сигарного типа. Тросы переднего тормоза и сцепления оснастили регулировочными винтами. За все годы выпуска несколько раз изменялись марки устанавливаемых карбюраторов, которые имели различные диаметры главных жиклеров. Jawa 350 (354/03) была аналогична модели Jawa 250 (353/03) во всем, кроме мотора. Мощность ее двухцилиндрового двигателя составляла 16 л.с. В моделях Jawa 250 (559/04) и 350 (360/00), выпускаемых с 1964 г., были внесены изменения в конструкцию амортизаторов, тормозных барабанов, крышек колес и кожухов задней цепи. Мощность двигателей была увеличена до 14 и 18 л.с. соответственно.

В 1964 г. с конвейера сошел миллионный мотоцикл марки Jawa. Наряду с поставкой мотоциклов в СССР было организовано и обеспечение соответствующими запчастями. Однако купить их было проблематично, так как многие владельцы мотоциклов предпочитали запасаться дешевыми запчастями впрок. Нужные детали приходилось искать у спекулянтов и покупать их втридорога. К мотоциклам можно было приобрести коляску Velorex, которая была рассчитана на нагрузку до 105 кг. Сама коляска весила 70 кг.

Новым шагом в развитии мотоциклов серии Jawa 350 стало появление в советских магазинах в 1974 г. принципиально нового поколения – модели "634". В ней воплотились наработки предыдущих моделей, не экспортируемых в СССР, таких как Jawa 350 Automatic (1965 г.), Jawa 350 Californian (1966 г.), Jawa 350 UR (1970 г.), Jawa 350 Bizon (1970 г.).

В Jawa 634 были учтены недостатки предыдущих моделей, связанные с неустойчивостью и трудностями в управлении мотоциклом на скоростях более 120 км/ч. Эти проблемы устранили, оснастив машину двойной пространственной рамой с широкой опорой задней маятниковой вилки. Удачно проявившая себя конструкция двухцилиндрового двигателя в основном была сохранена.

С целью повышения надежности несколько модернизировали кривошипно-шатунный механизм. В цепной передаче была применена двойная цепь, которая теперь не удлинялась и не передавала удары на шестеренки коробки передач. Полуавтоматическое выключение сцепления, устанавливаемое на предыдущие модели, в связи с его трудоемкой регулировкой убрали. Теперь сцепление выключалось только на рукоятке руля.

На базе Jawa 634 была создана, пожалуй, наиболее распространенная и популярная 638-я модель. В народе ее называли "двенадцативольтовой", поскольку генератор постоянного тока 6 В был заменен на генератор переменного тока 12 В, благодаря чему увеличилась сила света передней фары. Изменения коснулись и двигателя. При том же объеме (344 см3) увеличилась степень сжатия, а мощность повысилась до 26 л.с. (по сравнению с 22 л.с. Jawa 634). Сам блок цилиндров двигателя стал легче на 8 кг. Карбюратор оснастили удобным пусковым устройством, облегчив запуск холодного двигателя. Несмотря на свою жесткость, передняя вилка хорошо компенсировала неровности дорожной поверхности. Задние настраиваемые амортизаторы обеспечивали плавность хода даже с нагрузкой.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Jawa Явветта Спорт 1958 г.

В новом времени...

В 1987 г. была выпущена трехмиллионная Jawa. В 1991 г. началось производство последней поставляемой в СССР модели Jawa 350/640. С развалом Советского Союза спрос на новые мотоциклы Jawa упал практически до нуля. И только в последние несколько лет поставки Jawa в страны СНГ возобновились. Однако объемы этих поставок измеряются десятками штук, а не десятками тысяч, как в былые времена. Сейчас линейка моделей мотоциклов Jawa отражена в таких сериях: семейство "350" – 50% всех выпускаемых мотоциклов, "125" – 30%, серия "650" – 20%. Jawa производит классические дорожные мотоциклы, мотоциклы типа "эндуро" и "чопперы". Среди них Jawa 50 Minarelli (с итальянским двигателем) и Jawa 50 Robby – мотоциклы с объемом двигателей до 50 см3, серия Jawa 125 (Сhopper, Dandy, Sport), испытанная десятилетиями линейка Jawa 350 в расширенном ассортименте (Classic, Californian, Tramp, Chopper), тяжелые мотоциклы Jawa 650 (Classic, Style, Dakar).

Во времена СССР многие мальчишки и взрослые мужчины мечтали об этом мотоцикле. Удастся ли мотоциклу в новом, изменившемся мире завоевать сердца и умы намного более требовательных и избалованных современных потребителей – покажет время...

For certain, many can remember the first acquaintance to motorcycle Jawa. Their owners in the late eighties named "rockers". They didn't have concrete ideology or the organization, characteristic for modern "serious" heroes of asphalt, there were no clubs, exit actions and external attributes. But these advanced senior pupils had fashionable at that time jeans jackets with emblems of popular rock groups ("Alisa", "Cinema")... And motorcycles Jawa.

Young owners of motorcycles right after lessons gathered. Heavy cars (for example, "Dnepr" or "Ural Mountains") at anybody wasn't. Basically it there were motorcycles "Izh-planet-sports", "Minsk", "Rising", "Tula", Czech CZ and Jawa. Were most of all appreciated CZ and especially Jawa.

JAWA – on start!

The first motorcycles Jawa in very small amounts began to appear in the USSR after the Second World War. They were brought by the Soviet officers who were coming back home. Official deliveries have begun in 1950th However to track history of motorcycles of this mark, it is necessary to return in 1928 – then the Czech engineer and businessman Frantishek Janechek has decided to convert small-arms factory belonging to it in manufacture of motorcycles. Before it it has concluded the bargain with German firm Wanderer on which has bought the equipment and the patent for manufacture of one of models of motorcycles of this firm. Then management Wanderer has made decision completely to be reoriented on release of cars and in this connection sold the equipment intended for release of motorcycles.
The name of mark Jawa has been made of first two letters of surname Janecek and first two letters of the name of motorcycle Wanderer. In 1929 Frantishek Janechek on the basis of the Prague small-arms factory Zbrojovka Eng belonging to it. Franticek Janecek has developed manufacture of heavy motorcycle Jawa 500 OHV on which has been established 4-taktnyj the engine in volume of 498,7 sm3, spending 4,5 l of gasoline on 100 km and dispersing motorcycle to 110 km/h. The twisting moment was transferred to back wheels by means of the driveshaft. This model hasn't caused the big enthusiasm in buyers. Seriously to press competitors to firm it was possible only after transition to manufacture of easier and cheap duple models. On model of the pre-war period any more didn't establish 4-taktnye engines (except Jawa 350 OHV 1935 of release), the volume of engines fluctuated within 98,8-346 sm3 and chain transfer on back wheels was used. These motorcycles possessed characteristic for designs of those times a triangular frame, without shock-absorbers or springs on back wheels. The back suspension bracket on serial motorcycles has appeared already after war. During pre-war period Jawa has let out already mentioned Jawa 500 OHV (1929), Jawa 175 Villiers (1932), Jawa 175 Special (1933), Jawa 350 SV (1934), Jawa 350OHV (1935), Jawa 250 Special (1935), Jawa 100 Robot (1937), Jawa 250 Duplex (1937), and also two models of cars – Jawa 700 and Jawa Minor. In 1931 foundry manufacture in Tyntsi-over-sazavoj, and in 1937 – factory in Brodtse has been started. In 1941 firm Jawa Frantishek Janechek founder has died.
Great continuation

After occupation of Czechoslovakia factories Jawa, also as well as factories CZ, have been compelled to be engaged in repair of German technics, including motorcycles. Secretly from Germans it was possible not only to continue to the Czech designers working out of new progressive model of a motorcycle, but also to conduct its road tests, having disguised a motorcycle under the repaired German car. In hiding places it was possible to hide complete sets of details for new model.

Thanking these workings out in 1946 on the Parisian motor show has been presented essentially new Jawa 250 Perak (type 11), possessing a telescopic forward plug, shock-absorbers of a back suspension bracket, the automatic machine of deenergizing of coupling. The carburetor has been hidden under an engine fairing. The streamline guard of a headlight smoothly passed in a forward rack because of what the motorcycle looked is more modern. This model has been equipped one-cylinder 2-taktnym by the engine in volume of 248,8 sm3 capacity of 9 h.p. And later, in 1948, on the same chassis have established the 2-cylinder power unit in volume of 346 sm3 and capacity of 12 h.p. Running beforehand, it is necessary to notice that motorcycles of families "250" and "350" for many years become a basis of lineup Jawa. Models will be modernized, but sales of motorcycles with such volumes of engines will be the greatest. It is enough to remember that only "350" for all years of release it has been sold more than 3,5 million pieces.

In 1952 from the conveyor has descended Jawa 500 ОНС (type 15). Designers have tried even outwardly, by means of more impressive frame and massive wings, to underline capacity of this car. The motorcycle weighed 156 kg. Its engine in volume of 488 sm3 gave out 26 h.p. at 5500 rpm thanks to what it could be maintained with a carriage. On this model have established more comfortable integral sitting. On all subsequent models sitting of the driver any more didn't separate from sitting of the passenger.

In 1957 in the USSR the first motorcycles Jawa 250/350 (type 353, 354) with a ridiculous nickname "кивачка" ("кyvacka" – a rocking chair) have started to arrive. These models have received such name thanks to a pendular back suspension bracket with the increased course which allowed to extinguish fluctuations more effectively. Such suspension bracket "кивачки" has essentially improved controllability and stability of a motorcycle. On these models hydraulic shock-absorbers have been established. A chain of a drive of a back wheel have completely closed a protective casing. The sizes of wheels have reduced with 19 to 16 inches.

The Czech motorcycles have quickly won popularity among the Soviet motorcyclists as surpassed in the qualities and reliability a domestic production. More than 60 % from total number of made motorcycles Jawa began to be exported to the USSR – 80-100 thousand motorcycles a year.
Victories and innovations

1960th were marked by the whole series of sports victories on motorcycles Jawa. So, in 1961 Czechoslovak racers have taken the second and third places in the World championship in a class of 350 sm3. Then the sportsman from New Zealand Harry Brigs has won the first place in the World championship.

The world championships on cross-country race on motorcycles Jawa repeatedly were won by the Belgian, German and Soviet sportsmen. In 1962 together with factory ESO release of motorcycles Jawa for a speedway has begun.

"Кивачки" have undergone a number of the changes reflected in models of series Jawa 250 (type 353/03 353/04, 559/02 559/04, 559/07) and 350 (type 354/03 354/04, 354/06 360/00). In model 353/03, unlike base 353, capacity of the engine has been increased to 12 h.p. the Pedal of a gear change and engine start-up (кикстартер) have united. In models Jawa of 250 (353/04) and 350 (354/04), 1958-1962 of release have changed a design of forward shock-absorbers. The folding muffler перьевого type have replaced not folding сигарного type. Cables of a forward brake and coupling have equipped with adjusting screws. For all years of release marks of established carburetors which had various diameters of the main jets some times changed. Jawa 350 (354/03) it was similar to model Jawa 250 (353/03) in everything, except the motor. Capacity of its two-cylinder engine made 16 h.p. In models Jawa of 250 (559/04) and 350 (360/00) which are let out since 1964 Changes have been made to a design of shock-absorbers, brake drums, covers of wheels and casings of a back chain. Capacity of engines has been increased to 14 and 18 h.p. accordingly.

In 1964 the million motorcycle of mark Jawa has descended from the conveyor. Along with delivery of motorcycles in the USSR maintenance with corresponding spare parts has been organized also. However to buy them it was problematic, as many owners of motorcycles preferred to be reserved by cheap spare parts for the future. It was necessary to search for the necessary details at speculators and to buy them втридорога. To motorcycles it was possible to get carriage Velorex which has been calculated on loading to 105 kg. The carriage weighed 70 kg.
New step to development of motorcycles of series Jawa 350 became occurrence in the Soviet shops in 1974 of essentially new generation – models "634". Operating time of the previous models which are not exported to the USSR were embodied In it, such as Jawa 350 Automatic (1965), Jawa 350 Californian (1966), Jawa 350 UR (1970), Jawa 350 Bizon (1970).

In Jawa 634 the lacks of the previous models connected with instability and difficulties in management by a motorcycle on speeds more 120 km/h have been considered. These problems have eliminated, having equipped the car with a double spatial frame with a wide support of a back pendular plug. Successfully proved design of the two-cylinder engine basically has been kept.

For the purpose of increase of reliability modernized krivoshipno-shatunnyj the mechanism a little. In chain transfer the double chain which wasn't extended now has been applied and didn't transfer blows to transmission gears. The semi-automatic deenergizing of coupling established on the previous models, in connection with its labor-consuming adjustment have cleaned. Now coupling was switched off only on the wheel handle.

On the basis of Jawa 634, perhaps, most widespread and popular 638th model has been created. In the people it named "двенадцативольтовой" as the generator of a direct current 6 In has been replaced with the generator of an alternating current 12 In thanks to what force of light of a forward headlight has increased. Changes have concerned also the engine. At the same volume (344 sm3) compression degree has increased, and capacity has raised to 26 h.p. (in comparison with 22 h.p. Jawa 634). The block of cylinders of the engine became easier on 8 kg. The carburetor have equipped with the convenient starting arrangement, having facilitated start of the cold engine. Despite the rigidity, the forward plug well compensated roughnesses of a road surface. Back adjusted shock-absorbers provided smoothness of a course even with loading.
In 1987 has been let out three-million Jawa. In 1991 manufacture of last model Jawa delivered in the USSR 350/640 has begun. With disorder of Soviet Union demand for new motorcycles Jawa has fallen practically to zero. And only in the last some years of delivery Jawa to the CIS countries have renewed. However volumes of these deliveries are measured by tens pieces, instead of tens thousand, as in days of old. Now the line of models of motorcycles Jawa is reflected in such series: family "350" – 50 % of all let out motorcycles, "125" – 30 %, a series "650" – 20 %. Jawa makes classical road motorcycles, type motorcycles "эндуро" and "choppers". Among them Jawa 50 Minarelli (with the Italian engine) and Jawa 50 Robby – motorcycles with volume of engines to 50 sm3, series Jawa 125 (Сhopper, Dandy, Sport), ruler Jawa tested by decades 350 in the expanded assortment (Classic, Californian, Tramp, Chopper), heavy motorcycles Jawa 650 (Classic, Style, Dakar).

At the time of the USSR many boys and adult men dreamed of this motorcycle. Whether It will be possible to a motorcycle to win hearts in the new, changed world and – time will show minds of much more exacting and spoiled modern consumers...


Источник: http://www.autobuy.ru/page/jawa-romantika
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (11.07.2011)
Просмотров: 9233 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: