Категории раздела
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1385
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Мировая автоистория:Автомобильное радио.

Интернет-Аукцион NEWMOLOT

Интернет-Аукцион МЕШОК

 
 

АВТОМОБИЛЬНАЯ БЛАЖЬ

 
БОЛЕЕ ЧЕМ СТОЛЕТНЯЯ ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ЧЕРЕДОЙ БЛИСТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ. И ЕСЛИ АВТОМОБИЛЬНОЕ АУДИО СРЕДИ НИХ НЕ САМОЕ ВАЖНОЕ, ТО НАВЕРНЯКА САМОЕ ПРИЯТНОЕ
 
МАКСИМ НОВИКОВ
 
В 1932 году в Германии компания Blaupunkt представила первый в Европе автомобильный радиоприемник Blaupunkt AS5. Громоздкий аппарат, предназначенный для приема радиопередач на средних и длинных волнах, занимал почти десятилитровый объем. Специальных автомобильных антенн в мире еще не существовало, поэтому их заменяли обычным антенным кабелем, который закрепляли под крышей или порогами машины. Из-за своих габаритов этот прадедушка автомагнитол не мог располагаться в передней панели.
С приемником Blaupunkt Autosuper 7A38 1936 года выпуска стоимость автомобиля возрастала на одну треть.
Вместе с установкой приемников в автомобили появились и претензии к автомобильному радио. Считалось, что радио в автомобиле отвлекает водителя и приводит к авариям, настройка приемника отвлекает водителя от наблюдения за дорогой, а музыка может усыпить водителя за рулем. Чтобы не лишаться возможности в любой момент подбирать по вкусу музыкальный репертуар и в то же время не отвлекаться от дороги, было введено техническое новшество: появились приемники с настройками-пресетами, выбор которых происходил... нажатием на педаль. Нововведение оказалось не самым удачным, и на рулевую колонку было добавлено дистанционное управление настройкой и громкостью по патенту Лира, которое осуществлялось гибкими валами с пульта управления на рулевой колонке.
Включение и выключение AS5 происходило при помощи ключа, который одновременно служил для защиты от несанкционированной эксплуатации чужой собственности. Получается, что по параметрам безопасности этот музейный экспонат вполне современен и по сегодняшним меркам.
Но, как известно, за все надо платить. Платить за удовольствие музыкального сопровождения в поездках приходилось немало. AS5 оценивался в 465 марок, что составляло почти треть стоимости маленького автомобиля. Кроме того, отдельно оплачивался комплект радиоламп - 65,90 RM. Первый автомобильный радиоприемник был еще слишком тяжел и дорог, чтобы стать не только доступной, но и массовой моделью. Такую роскошь, как установка автомобильного радиоприемника, могли себе позволить немногие: ведь для этого к стоимости самого автомобиля пришлось бы добавить еще около 300 RM.
В 1939 году автомобилисты получили модель А610В этой фирмы всего за 76 марок.
Вопрос массовости авторадио возник только через семь лет, когда все той же компании Blaupunkt было поручено впервые "озвучить" народный немецкий автомобиль VW Kafer. Перед конструкторами была поставлена сложная задача - создать бюджетный автомобильный радиоприемник небольших габаритов, рассчитанный на прием лишь местных радиостанций, так как в Германии с 1933 года действовал закон, по которому запрещалось прослушивать зарубежные радиостанции, а нарушителям предъявлялось обвинение в измене родине. Условия заказа компания выполнила превосходно. В 1939 году автомобилисты получили прогрессивную модель приемника Blaupunkt Autosuper A610B, выполненного в едином корпусе, стоимостью всего 76 марок. Оптимальное сочетание "цена - качество" сильно выделяло Blaupunkt среди конкурентов.
В 1938-1940 годах немецкая радиоиндустрия была представлена всего несколькими моделями автомобильных радиоприемников известнейших радиофирм: Blaupunkt, Korting, Telefunken, Radione и голландской Philips.
Первым отечественным радиофицированным автомобилем был довоенный правительственный ЗИС-101 (1936-1941 гг. выпуска). На нем стоял приемник АИ-656 (автомобильный индивидуальный шести-контурный пятиламповый образца 1936 года), собранный на Московском радиозаводе имени Г.К. Орджоникидзе № 203 (бывший завод "Мосэлектрик"). Он ловил станции, работающие в двух диапазонах — на длинных и средних волнах.
В 1941 году радиозавод № 203 был эвакуирован в Удмуртию, в город Сарапул. Все радиоприемники, в том числе и автомобильные, подлежали мобилизации. Найти такой приемник практически невозможно, поскольку АИ-656 ставили в основном на правительственные машины.
Австрийский Radione не мог составить конкуренцию немецкому приемнику.
После войны появился ЗИС-110 с приемником А-695 Муромского завода. Это шестиламповый супергетеродин с кнопочным переключателем трех диапазонов: длинные волны, средние и короткие.
Позже появилась модификация А-8м для установки в автомобиль М-402 "Москвич". Она незначительно отличалась от предшественника оформлением лицевой части. Его сменил более современный по дизайну приемник А-17, в нем диапазоны переключались с помощью двух кнопок. Следующей модели - А-9 - в те годы не было равных. У приемника остались те же два диапазона, зато он умел делать то, что в те годы казалось почти фантастикой, - запоминал пять станций. Фиксированная настройка осуществлялась так: надо было выбрать диапазон, настроиться, оттянуть на себя одну из клавиш, а затем плавно нажать ее до отказа. При следующем нажатии на эту клавишу приемник включал выбранную радиостанцию. Позднее у приемника изменился блок питания, теперь питание радиоламп высоким напряжением осуществлялось не вибропреобразователем, а с помощью транзисторов, и ему был присвоен новый индекс А-12.
С 1959 года на Рижском радиозаводе им. А.С. Попова для правительственных лимузинов ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка" выпускалась модель радиоприемника АПВ-60, которая принимала станции, вещающие на средних, длинных и коротких волнах. Также у АПВ-60 появился УКВ-диапазон -4,65-4,1 м (64,5-73 мГц). Кроме плавной ручной настройки АПВ-60 мог настраиваться и автоматически. Автонастройка работала в двух режимах - при включении минимальной чувствительности приемник настраивался только на местные радиостанции, при максимальной - принимал все станции вне зависимости от качества сигнала. Сегодня эта функция встречается только в дорогих магнитолах.
К этой модели можно было подключать четыре динамика 4ГДШ-6, звук стал объемным. Кстати, регулировать громкость звучания могли и водитель, и пассажир - в подлокотник сиденья был встроен микшер. Впервые в электросхеме всего комплекта появились полупроводниковые схемы и релейные развязки. Чудом по тем временам была и телескопическая антенна для АПВ-60, которая поднималась и опускалась при помощи электромотора.
В 1964 году советская радиопромышленность перешла к производству автомобильных радиоприемников, собираемых на транзисторах. Первой такой моделью был двухдиапазонный АТ-64 (Муромского радиозавода), который штатно устанавливался в "Моск-вич-408" ижевского производства, в то время как на автомобилях московского завода АЗЛК штатного радиооборудования не предусматривалось. Хотя на московские машины можно было установить приобретаемый отдельно переносной приемник "Урал-Авто" (Сарапульского радиозавода) с универсальным питанием, позволяющим использовать его как в автомобиле от напряжения бортовой сети 12 вольт, так и дома или на прогулке от питания шестью батареями типа 373. У транзисторных приемников снизилось энергопотребление, а также значительно уменьшились габариты, что существенно упростило их установку.
Когда в 1969 году появилась новая "Волга" ГАЗ-24, для нее в Муроме был изготовлен радиоприемник АТ-66; он принимал три диапазона - длинные, средние и ультракороткие волны - и имел функцию фиксированной настройки станций. На автомобилях комплектации ЛЮКС устанавливали коротковолновую приставку КВП-1А к автомобильным радиоприемникам 2-го класса типа АТ-66, обеспечивающую преобразование частот КВ-диапазона в частоты СВ-диапазона.
В 1970 году вышла в свет знаменитая "копейка" ВАЗ 2101, на нее в качестве штатного радиооборудования ставили двухдиапа-зонные приемники венгерского радиозавода BRG, Videoton RD-3602. Позднее их заменили на приемники советского производства А-370, модификации которого производили для автомобилей "Москвич-412" и ЗАЗ-968 "Запорожец". В 1975 году 24-я "Волга" претерпела ряд изменений, среди которых была установка нового радиоприемника А-275 с возможностью подключения кассетного магнитофона-приставки "Юниор-301".
Модификацию приемника А-275 ставили и на ВАЗ-2103/2106 вплоть до девяностых годов двадцатого века.

 



Источник: http://www.autobuy.ru/page/avtomobilnaya-blazh
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (26.02.2012)
Просмотров: 3635 | Теги: мировая автоистория, Приемник, радиоволнах, Радио, аудио | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: