Монблан из мотоциклов
Игорь Гиршович
После Отечественной войны огромное количество немецких
трофейных мотоциклов было свалено на территории Института физической
культуры, расположенного около улицы Казакова (бывшей Гороховской).
Образовалась высоченная куча, в которой сцепились между собой машины
самых разных марок выпуска 20-х - 40-х годов. Было сложно не только
вытащить один из них, но даже залезть на кучу без ушибов и царапин.
Однако многие пацаны окрестных переулков, я в их числе,
проводили на этом мотоциклетном Клондайке все свободное время, и, в
результате, неплохо разбирались в конструкции машин.
Особо, выражаясь современным языком, было "прикольно" завести
мотоцикл и прокатиться на нем. Нечего и говорить, что машины не имели
исправных аккумуляторов, и двигатель заставляли работать только сходу.
Поэтому, в первую очередь, требовался исправный генератор тока, а были
они самых разных конструкций - от магнето до магдино.
Осваивать трофейные мотоциклы нам помогали пленные немцы,
которые почти без охраны выполняли в Инфизкульте какие то работы. Кроме
того, они учили нас игре на губной гармошке и знакомили с рисунками и
стишками весьма фривольного содержания. С той поры прошло более
полувека, многое, что было позднее, забылось, а вот некоторые стишки
сидят в памяти до сих пор. Но вернемся к мотоциклам. Помимо отсутствия
годных аккумуляторов, почему-то, существовала напряженка и с резиной.
Выход нашли в том, что ездили вообще без покрышек, на голых ободах.
Колес хватало всего на несколько сотен метров: ведь ул. Казакова имела
тогда булыжное покрытие, а мотоциклы - жесткую заднюю подвеску. Но эта
проблема легко решалась заменой колес, которых, как раз, было навалом в
буквальном смысле слова.
Знания, приобретенные на этой специфической свалке, неожиданно
пригодились через несколько лет. От военной кафедры института наша
группа проходила 20-ти дневные сборы. Старостой был демобилизованный
старшина - мужик оборотистый, в отличие от нас, недавних школьников,
приспособленный к любым обстоятельствам. Вскоре после начала сборов
начальник штаба местной части пожаловался старосте, что шофера из
автобата не могут завести его мотоцикл. Уже на следующий день я
знакомился со стоящим в клубе части антиквариатом подполковника,
оказавшимся "Эксцельциором" родом из 20-х годов. Весь его двигатель был
опутан проводами, которые солдаты-автомобилисты, действуя методом тыка,
подсоединяли кто куда горазд. Отрезав под корень все наслоения, я
вспомнил былую практику, и на следующий день двигатель работал.
Однако наш старшина-староста, как и полковник Лермонтова из
"Бородино", "рожден был хватом" и разработал иезуитскую тактику: я
привел двигатель опять в нерабочее состояние, а подполковника каждый
день обнадеживали - мол еще немного, еще чуть-чуть. В результате, наша
группа имела некоторые привилегии, и, кроме того, ко мне направили
"помощника", который мог вволю отсыпаться в клубе. Но однажды начштаба
сказал, что очень хочет поехать на охоту, и обещал взять меня с собой.
Естественно, двигатель тут же заработал. Подполковник отбыл следующим
утром, а обо мне, видимо, забыл. И бог его покарал. Где-то в лесу, за
несколько километров от расположения части вышла из строя трансмиссия, и
бедняге пришлось возвращать машину на себе по лесным тропинкам. Но
досталось и мне. Местный старшина, командовавший нашей группой, в
оставшееся до конца сборов время успел с лихвой отплатить за
многодневную отлучку.
А вот куда делись трофеи из Инфизкульта, можно только догадываться.
Источник: http://www.autobuy.ru/page/monblan |