МОТОЦИКЛ... НА ЛЫЖАХ
Такая
машина сконструирована восьмиклассниками Вареговской средней школы
Ярославской области Сережей Лапшиным, Толей Гришиным и Вовой Кабановым
под руководством автора этой статьи. Она может ходить по заснеженным
дорогам и плотному насту, как по асфальту. И если раньше мотоциклы всю
долгую зиму «стояли на приколе», теперь даже в самые вьюжные дни, когда
метет по полям колючая поземка, можно услышать характерный треск
мотоциклетных двигателей и увидеть лихих водителей, которые с
удивительной легкостью преодолевают снежные сугробы и обледеневшие
участки дороги.
Мотоцикл
выучился «ходить на лыжах». Попытки наделить его таким качеством
делались и раньше, но не давали в полной мере желаемого результата.
Лыжи, сконструированные юными техниками из Вареговской школы, оказались
более удачными. На нашей цветной вкладке показан их общий вид (на
мотоцикле ЧЗ-250) и отдельные блоки конструкции. Сами лыжи юным
конструкторам «пожертвовал» школьный преподаватель физкультуры. Их
требуется пять штук — одна 12 для переднего колеса, две для изготовления
подножек 6 и две для изготовления боковых (опорных) лыж 8.
Кронштейны
1 и 2, с помощью которых лыжи крепятся к мотоциклу, изготовляются из
мягкой стали, рычаги подвески 3 и 4 — из водопроводной или газовой трубы
диаметром 20,9 мм в соответствии с чертежами, приведенными на рисунке
1.
Подножки
6 шарнирно соединяются с рычагами подвески 3 и 4, а эти последние — с
кронштейнами 1 и 2, установленными на мотоцикле, как показано на рисунке
и схемах. К подножкам также шарнирно с помощью детали 7 крепятся
боковые лыжи 8. Детали 10 служат ограничителями их отклонений при езде
по неровной дороге.
К
переднему колесу с помощью башмака 9 крепится рулевая лыжа 12. На ее
скользящей поверхности имеются направляющие, изготовленные из дюралевого
угольника, как показано на рисунке 1. Рулевая лыжа легкосъемная; это
позволяет, демонтировав ее, продолжать движение по дорогам, свободным от
снега. Боковые лыжи в этом случае поднимаются вверх и закрепляются
ремнем, не мешая водителю.
Для
повышения сцепления ведущего колеса мотоцикла с поверхностью дороги на
него устанавливаются цепные манжеты противоскольжения или металлические
шипы, как показано на рисунке 1. Манжеты удобнее, если машина будет
эксплуатироваться на дорогах с различным покрытием: при выезде на
асфальт их можно быстро снять. Шипам следует отдать предпочтение в том
случае, когда мотоцикл применяется только на заснеженных или обледенелых
дорогах (например, для зимней подледной рыбалки).
На
рисунке 2 показано, как изготовить кронштейны для крепления рычагов
подвески лыж к раме мотоцикла. В концах втулок переднего кронштейна
делаются кольцевые пазы, в которые входят болты, ограничивающие поворот
рычагов. Задние кронштейны несколько сложнее. Они крепятся к раме
мотоцикла в двух точках — на место подножек пассажира и водителя. У
мотоцикла ЧЗ-250, имеющего с правой стороны рычаг ножного тормоза,
правый кронштейн немного отличается от левого. Бобышки служат для
установки параллельности кронштейна. Они изготовлены из текстолита.
Детали 7 (рис. 1). служат для шарнирного соединения подножки с лыжей. 3 и
4 — рычаги, соединяющие подножки с мотоциклом. В передних рычагах 4 для
их крепления, во втулках кронштейна сверлятся сквозные отверстия под
резьбу М6, но резьба нарезается только в верхней стенке, чтобы при
завинчивании соединительного болта проточка на его конце вошла в
противоположное отверстие заподлицо. Деталей 10 изготовляется четыре
штуки. Они крепятся к лыжам четырьмя шурупами каждая и предохраняют их
от бокового смещения при езде по неровной дороге. Втулки крепления
нижних рычагов подвески к подножкам (рис. 1, поз. 5) устанавливаются на
болтах М6. Во всех соединениях со стороны шплинтов ставятся шайбы
толщиной 2—2,5 мм. Боковые лыжи изготовлены из списанных школьных лыж с
мягким креплением. Подбирались такие, у которых обломаны только носки.
Их распаривали в кипятке и снова загибали. Для лучшего скольжения снизу
подложили листовой дюраль. Подножки также из поломанных лыж. Взята
средняя часть, длиной 840 мм, и на концах ее запилены шипы, которые
входят в «окна» деталей 10. Рулевая лыжа должна быть не более 940 мм
длины, иначе затрудняется управление мотоциклом, особенно на большой
скорости.
Сборку
конструкции производят в такой последовательности: сначала на мотоцикл
устанавливают передний и задний кронштейны, добиваясь, чтобы втулки
крепления рычагов находились на одной высоте. Затем лыжи соединяют с
подножками, чтобы они свободно двигались на шарнирах и в направляющих.
После этого, поставив мотоцикл на ровное место, лыжи в сборе с
подножками подводят на свои места. Проверив правильность их положения,
размечают отверстия и сверлят под болты М6. На левом заднем рычаге
шарнирно крепится откидная стояночная подножка. Она хорошо видна на
рисунке.
В
заключение отметим, что езда на мотоцикле, оборудованном лыжами, имеет
некоторые особенности. Осваивать ее, особенно начинающим водителям,
следует осторожно, сначала без рулевой лыжи, на среднеукатанных снежных
дорогах, и только после этого переходить к езде с рулевой лыжей по
мягкому снегу. На руле желательно установить ветровое стекло с
«рукавами» из теплой ткани, а по бокам — металлические щитки для защиты
ног.
А. СЕКАЦКИЙ
|