Категории раздела
Корзина
Ваша корзина пуста
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1339
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Оловянные солдатики (история)

История оловянных солдатиков

<p><br />

Вряд ли найдется хоть один мальчишка, который в детстве не играл бы в солдатиков. Древнейшие фигурки солдат (около 2000 года до н.э.) были найдены в Египте, в могиле сына фараона Эмсаха. Они изображают легковооруженного воина нумидийской пехоты и солдата-египтянина в тяжелых доспехах.

В средние века для обучения юношей изготавливали фигуры рыцарей, точно воспроизводя особенности вооружения. Начиная с XVII века начался выпуск фигурок двух типов: солдатик-игрушка и наглядное пособие для обучения будущих королей и принцев. К этому времени относятся знаменитые королевские коллекции: собрание принца Оранского, состоявшее из серебряных фигурок; коллекция из 300 солдатиков, подаренная Марией Медичи своему сыну, будущему Людовику XIII. Но самое крупное игрушечное войско было, несомненно, у Людовика XIV, чья армия, изготовленная из картона, состояла из 20 эскадронов и 10 батальонов. В 1650 году скульптор Шассель и золотых дел мастер Мален сделали для него новую армию - из серебра (в 1688-м фигурки были переплавлены).

Интересна история коллекции, которую Наполеон заказал для своего сына. Она состояла из 120 фигур, имитирующих корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Королева Гортензия хранила их до 1821 года. Затем они были перекрашены в соответствии с расцветкой формы солдат австрийской армии, и собрание попало в Вену, откуда в 1832-м было возвращено во Францию.

Предками оловянного солдатика были оловянные изображения святых, которые средневековые пилигримы нашивали на свои головные уборы. Их снимали со шляп, отдавали играть детям. Это подало германским ремесленникам идею выпуска для игры небольших оловянных фигур животных и крестьян. Вскоре потребность в таких игрушках увеличилась. Спрос породил предложение, и началось производство "человечков". Тормозило дело отсутствие закона, но в 1578 году Нюрнбергский совет гильдий закрепил право на выпуск оловянных фигур как детских игрушек.

В 1760 году начинают свою деятельность братья Хилперты - Иоганн Гот-фрид и Иоганн Георг, а также сын последнего Иоганн Вольфганг. За 50 лет они превратили прежде грубо исполненную фигурку в настоящее произведение искусства. Эта семья изготовила много примечательных фигур, среди них серии "Катание на коньках", композиция "Охота на медведя" и, наконец, изображение рождественской ярмарки.

В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен - основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. В 1848-м он ввел для фигурок масштаб 30 мм (высота пешей фигуры без головного убора), прозванный "нюрнбергским" и получивший в 1924 году международное признание.

В это время стремительно растет производство оловянных фигур. Наконец производительность становится такой, что пять нюрнбергских фирм могут за один день изготовить "армию" в полмиллиона солдатиков. Окончательно установилась и численность выпускаемых воинских частей. Обычно, в пехотном полку было около 20 фигурок солдат, в кавалерийском - 10.

В XVIII веке в Европе приобретает популярность так называемый "кригшпиль" - игра в войну. Вначале играли синими и красными фишками, затем - солдатиками, а позже они стали расставляться на топографических картах. Известно, что испанский король Альфонсо XIII и кайзер Вильгельм II играли в кригшпиль десятками тысяч фигур. Использовался кригшпиль и начальником германского Генерального штаба А. фон Шлиффеном при "репетиции" захвата Бельгии.

Увлечению фигурками и игре с ними отдали дань многие известные исторические деятели. В России большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил. В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайрихссену - сыну основателя известной нюрнбергской фирмы - изготовить изображения солдат Российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерией и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур - полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры - добавлялись литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного полкового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов, но заказчик оплатил его в десятикратном размере. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли лишь при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, неизвестна.

Не остались равнодушны к "маленьким человечкам" и известные деятели литературы и искусства. Одним из авторов, описавших правила кригшпиля, стал Герберт Уэллс. Свои коллекции имели Артур Конан Дойл, Александр Бенуа и Андрей Белый. Вот что пишет в "Книге об отце" Лидия Иванова: "Как-то при разговоре со мной Белый открыл, что мне нравится играть в солдатики. Это привело его в восторг. Он объявил, что это его любимая игра. На Башне была одна полупустая комната, где висели кольца для моей гимнастики, где я играла на скрипке и где стоял очень длинный раздвижной стол. Этот стол сделался нашим царством. Мы завели целые армии разнообразных солдатиков, разных наций и родов войск - пехоты, артиллерии, кавалерии. Из чего попало было создано что-то вроде крепостей: моя с одной стороны стола, его - с другой; происходили бои, при которых мы стреляли по вражескому войску горохом из минискюльных пушек. Это увлечение у Белого длилось довольно долго. Он не раз привозил новых солдатиков, приезжая в Петербург".

В России не возникло широкомасштабного собственного производства оловянных фигур, зато были распространены деревянные, кустарного изготовления. Часто фигуры солдат монтировались на деревянных подставках в виде решеток, так что солдаты стояли шпалерами. Оловянные солдатики экспортировались в основном из Германии, хотя встречались и французские, и шведские.

Образцы российского производства (плоские и полуобъемные) размером 40 мм изображали марширующую пехоту и кавалерию - как правило, русскую, французскую и турецкую. Они делались из свинца и были довольно безвкусно расписаны. Кавалеристы имели пики из проволоки, при изготовлении вставлявшиеся в литейные формы до отливки фигурок, при слабом прикосновении они гнулись. Фигурки, представляющие турецкие подразделения, весьма неточно передавали форму одежды, были грубо сделаны, а металл был таким хрупким и ломким, что непременно повреждался при игре.

Большой популярностью пользовались листы для вырезания с типами военных фигур. Начало бумажным фигурам было положено в 1744 году в связи с визитом Людовика XV в Страсбург, где в его честь устраивали военные парады. Страсбургскому печатнику Зайфриду пришла в голову мысль перенести все это великолепие на бумагу и распространить в народе. Другой печатник, Инсар, изготовил первые эстампы с изображением фигурок солдат. Пик популярности бумажных фигур в России приходится на период между русско-японской и Первой мировой войной. Как правило, наибольшим спросом пользовались изображения пехоты. Обычно в набор входило два листа для вырезания с пехотой, а также листы с полевой артиллерией в действии и один-два листа кавалерии (6 фигур на лист). Кроме всего прочего, эти миниатюры солдат печатались цветными, уже штампованными на бристольском картоне. Для их устойчивости продавались круглые оловянные подставки с прорезями посередине, по 100 штук в коробке. В центральную прорезь оловянной подставки вставлялся фланец вырезанной фигурки, что придавало ему устойчивость (правда, при этом фигурки могли гнуться).

Выпускались в России в конце XIX - начале XX века и листы с бумажными фигурами, из которых можно было составлять исторические сцены. Фигуры делались разной величины, так что соблюдалась перспектива.

И все-таки оловянная фигурка была самым вожделенным подарком для большинства мальчишек. Правда, "элитой" среди солдатиков считались объемные пехотинцы и кавалеристы, стоившие дороже.

Между Первой и Второй мировыми войнами произошел спад в производстве оловянной миниатюры. Но именно в это время из игрушки она постепенно превратилась в объект коллекционирования. В послевоенные годы в Германии изготовление оловянных солдатиков вновь расширилось, но теперь оно ориентировалось уже не на массового покупателя, а на собирателя.

Возрождение оловянной фигурки в СССР связано с именами Л.А.Майдановича, М.В. Люшковского и А.И. Любимова. Лев Александрович Майданович, оказавшись после революции во Франции, занялся изготовлением оловянных фигур, а вернувшись после Великой Отечественной войны на Родину, продолжил свои работы. Ему принадлежат серии фигур "Куликовская битва", "Суворовские чудо-богатыри", "Лейб-гвардии Казачий полк в Париже в 1814 г." и многие другие. Свои фигурки он помечал оригинальным клеймом - на оборотной стороне подставки помещалось рельефное изображение ополченского креста. Именно его работы послужили образцом для авторов, возрождавших искусство оловянной миниатюры в России.

Для Михаила Викторовича Люшковского и Александра Ивановича Любимова солдатик был не просто игрушкой, а прежде всего средством реконструкции исторических событий. Выступая с докладами по русской и мировой военной истории, они использовали для воссоздания сражений фигурки из своих коллекций. Интересен такой факт: перед съемками "Войны и мира" М.В. Люшковский разыграл перед съемочной группой на своих фигурках сражения при Шенграбене и Аустерлице.

И здесь мы подходим к интересному моменту, связанному с взглядом на то, что же собой представляет оловянный солдатик и является ли он "солдатиком" в полном смысле этого слова.

Уже самые ранние серии фигур, выпущенные в конце XVIII - начале XIX века, далеко не всегда изображали именно солдат или батальные сцены. Зачастую с их помощью изображались не только сугубо мирные, бытовые сцены, но и мифологические сюжеты, где люди вообще не присутствовали. Такова большая серия фигур "Саванна".

В русском языке есть обозначение "оловянный солдатик", и лишь в последние десятилетия в обиход вошли такие понятия, как "военно-историческая миниатюра" или "оловянная миниатюра". В немецком языке прочно укоренился термин "культурно-историческая фигура", гораздо точнее отражающий характер и назначение этого вида игрушки.

Первоначально оловянные фигурки служили именно для игры, но по мере роста производства, разнообразия сюжетов игровой характер все более отходил на второй план, а на первый выступала познавательная функция. Оловянная фигурка оказалась мощным средством изучения окружающего мира и его истории. Не менее удобны были фигурки и для моделирования современных событий, тем более что изготовители оперативно откликались на все происходящее в мире. Буквально "по горячим следам", а зачастую и одновременно с событием выпускались серии фигур, посвященных сражениям франко-прусской, англо-бурской, русско-японской войн. Говоря о последней, можно назвать большую серию "Сражение на реке Ялу", выпущенную фирмой "Хайнрихссен". Среди прекрасно исполненных фигур в ней выделяется необычное изображение японского пехотного полка, переходящего реку вброд. Поскольку фигурки устанавливаются на одну плоскость, изображения солдат как бы "срезаются" по мере их погружения в воду, доходя до выступающей головы и поднятых рук с оружием и знаменами.

По мере развития военной техники становится более разнообразным и ее воплощение в олове - к традиционным пушкам прибавляются изображения аэропланов и танков, пехотинцев и кавалеристов дополняют "самокатчики", то есть солдаты на велосипедах. Оловянной миниатюрой представлены и морские сражения, в частности испано-американская война.

Процесс изготовления оловянной миниатюры требует от автора не только виртуозной техники, но и основательных исторических знаний. Разработка новых фигур зачастую делается на основе известных произведений искусства. Авторы, воплощающие в оловянной миниатюре наполеоновскую тематику, нередко обращаются к полотнам Гро, Давида. В средневековой тематике можно найти воплощенными в олове сюжеты офортов Дюрера. Готовя серию фигур "Сражение при Грюнвальде", известнейший немецкий гравер Людвиг Франк, не имея материалов о русских воинах XV века, использовал литографии из первого тома известного труда "Историческое описание одежды и вооружения российских войск". Правда, Франк немного ошибся, изготовив фигурки, более соответствующие XVI веку.

В 2000 году В.Н. Нуждин исполнил крупную фигуру императора Александра I с портрета, находящегося в Военной галерее Зимнего дворца, а А.В. Мителев сделал серию "Переход Суворова через Альпы", взяв за основу картину А. Коцебу "Переход Суворова через Панике". Сегодня в мире действуют десятки клубов и объединений любителей оловянной миниатюры: "КЛИО" - в Германии, ассоциация "1683" - в Австрии, "Фигурка Гельвеции" - в Швейцарии.

В Санкт-Петербурге любители и коллекционеры солдатиков объединяются в "Клуб любителей оловянной миниатюры", издающий альманах "Военно-историческая фигурка". В сентябре - декабре 2001 года питерские коллекционеры организовали совместно с Музеем кукол выставку под примечательным названием "Оловянный солдатик - это серьезно". На выставке было представлено все многообразие фигур - объемные фигуры, победители многих международных конкурсов, "классическая" плоская фигурка, игровые фигуры.

Крупные коллекции оловянных солдатиков сосредоточены в петербургских музеях - Эрмитаже, Музее А.В. Суворова. В них представлены, ценнейшие фигурки второй половины XIX - начала XX века, работы ведущих европейских граверов, таких, как Людвиг Франк, Сикстус Майер, Алоис Охель, Иоханнес Фрауендорф. Также представлены оловянные миниатюры, исполненные отечественными мастерами - Л.А.Майдановичем, А.В. Мителевым, В.Н. Нуждиным, завоевавшим в 1997 году звание лучшего гравера на международном конкурсе в Германии.
Единственное, чего нет пока у нас в стране - музея оловянных солдатиков. Между тем в мире подобных музеев немало. "Меккой" всех коллекционеров считается музей в Кульмбахе, чье собрание насчитывает сотни тысяч фигур, в Германии же находится музей солдатиков в Госляре. В экспозиции Египетского музея в Берлине представлено 38 диорам, реконструирующих с помощью фигурок жизнь и быт Древнего Египта.

Собрания петербургских музеев позволяют создать в городе музей, в котором оловянная фигурка была бы представлена не только как игрушка, но прежде всего как произведение искусства, средство изучения мира, предмет собирательства. Стоит ли говорить о том, насколько привлекательным мог бы стать такой музей для мальчишек, да и для всех, кто интересуется историей России.

Николай Георгиевич Рогулин,
кандидат исторических наук



Источник: http://antyc.ucoz.ru/load/olovjannye_soldatiki_istorija/1-1-0-42
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (26.04.2014)
Просмотров: 1420 | Теги: оловянный солдатик игрушки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: