Категории раздела
Корзина
Ваша корзина пуста
Наш опрос
какой по вашему мнению была лучшая марка советского ретро автомобиля
Всего ответов: 1337
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Русская «косуля»

 

 

Русская «косуля»

Самыми совершенными советскими довоенными мотоциклами по праву считались ТИЗ АМ-600, выпускавшиеся на Таганрогском инструментальном заводе №65 им. Сталина.

Русская «косуля». Мотоцикл ТИЗ АМ-600.

Многопрофильное предприятие, главным назначением которого было изготовление вооружения и военного снаряжения, производило также широкий спектр гражданской продукции – не только инструмент и промышленное оборудование, но и, к примеру, запасные части для тракторов СТЗ и Intеrnаtiоnаl. 

Возможности завода вполне позволяли наладить изготовление такой сложной продукции, как четырехтактный мотоцикл. За основу был взят нижнеклапанный ВSА с наклонным цилиндром (в народе прозванный «косулей»), который конструкторы по возможности переосмыслили (значительно изменив раму, переднюю вилку и колеса) и пересчитали с дюймовых на метрические размеры. 

Всего в Таганроге изготовлено более 15 тысяч мотоциклов, которые сильно различались по исполнению, несмотря на кажущуюся общность конструкции. В процессе производства менялись технологии изготовления практически всех узлов и агрегатов. Изменялись также комплектующие, поступавшие с предприятий-смежников. 

Добавим обычную практику времен активной эксплуатации этих мотоциклов, когда при ремонте устанавливали детали от других экземпляров – и станет понятна причина постоянных споров между коллекционерами на тему: «у кого ТИЗ наиболее оригинальный». Хотя, на самом-то деле, мотоцикл, у которого все детали оригинальные, а не взяты от «Урала» или ИЖа, по-прежнему остается ТИЗ АМ-600 и вовсе не превращается в самоделку… 

Помимо изготовления серийных машин на заводе велись работы по созданию спортивных верхнеклапанных и верхневальных моделей, а также вариантов с V-образным двухцилиндровым двигателем. Часть мотоциклов оснащалась боковой коляской, выпускавшейся здесь же. 

Производство ТИЗ АМ-600 в Таганроге продолжалось с 1936 года и до эвакуации оборудования осенью 1941 года. Переброшенное в Тюмень мотоциклетное производство, получившее название Тюменский мотоциклетный завод (ТМЗ), в период 1941– 1943 годов собрало из запаса вывезенных деталей более 600 мотоциклов. Инженеры создали также два экземпляра первого в СССР тяжелого мотоцикла с приводом на колесо коляски. 

Затем мотоциклетное производство было свернуто, а оборудование и специалистов отправили на усиление Горьковского мотоциклетного завода. Само же предприятие в Таганроге возобновило изготовление боеприпасов после освобождения города в 1943 году, а в 1948 году было переименовано в Таганрогский комбайновый завод. Возвращение к производству транспортных средств произошло в 1998 году, когда на территории предприятия был создан Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ).
 

Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
ВSА Slореr – один из мотоциклов семейства, послужившего прототипом для ТИЗ АМ-600. В 30-е годы прошлого века мотоциклы британской марки продавались в СССР наряду с ВМW и Наrlеу-Dаvidsоn, а с помощью компании ВSА был построен Московский велосипедный завод.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Сохраненный экземпляр ТИЗ АМ-600 из экспозиции «Рижского Мотормузея». Мотоцикл имел 600-кубовый нижнеклапанный двигатель мощностью 16 л.с., четырехступенчатая коробка передач располагалась в отдельном блоке. Аппарат весил 160 кг и на хорошей дороге развивал скорость 95 км/ч.
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина Приборный щиток мотоцикла выполнен по английскому образцу – непривычная роскошь по тем годам. При фронтовой эксплуатации трубка к манометру чаще всего глушилась, да и не имело смысла контролировать давление масла – по воспоминаниям ветеранов, цилиндро-поршневая группа требовала замены максимум через пару тысяч километров, а то и чаще.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
На переднем крыле сделано углубление, предназначенное для предотвращения ударов крыла по узлу крепления коляски. Вещевой ящик уже более простой формы. Этот экземпляр оснащен системой зажигания от магнето, освещение мотоцикла работало от аккумулятора, заряжавшегося в гараже.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Передние вилки мотоциклов разных лет выпуска при внешней похожести различались размерами и формой составных элементов. На этом аппарате фара крепится с помощью двух боковых кронштейнов.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Архивное заводское фото показывает не только внешний вид мотоцикла, но и методику смены колес – передний бугель-подставка предназначался именно для этого. На вещевом ящике – застежка чемоданного типа, позже замененная на более простые замки.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Еще одна заводская фотография, демонстрирующая мотоцикл с боковой коляской, или, как писали до войны, прицепкой. Корпус коляски, весьма стильный по форме, был комфортно подвешен на двух полуэллиптических рессорах.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Восстановленный мотоцикл ТИЗ АМ-600, показанный публике на выставке «МОТОклассика» в феврале 2014 года в Москве.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Еще один вариант размещения фары: такой кронштейн устанавливался на переднюю вилку в стандартные крепления, но позволял использовать любую автомобильную или тракторную фару с центральной подставкой.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Гоночный мотоцикл ТИЗ-6 имел 500-кубовый двигатель с верхним распредвалом, алюминиевый цилиндр, четырехступенчатую коробку передач с ножным переключением. На первенстве СССР 1939 года заводской гонщик Леонид Потанни установил всесоюзный рекорд на дистанции 1 км с хода – 158,66 км/ч.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Сохранившийся мотоцикл-вездеход ТМЗ-53 в экспозиции Политехнического музея в Москве. Созданный в 1942 году по образцу аналогичных немецких машин, он оказался чрезвычайно сложным в изготовлении, а потому остался лишь опытным образцом. Двухцилиндровый оппозитный 1000-кубовый нижнеклапанный двигатель развивал мощность 28 л.с.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Четырехступенчатая коробка передач ТМЗ-53 имела также передачу заднего хода и демультипликатор.
 
Довоенный мотоцикл ТИЗ АМ-600. Таганрогский завод имени Й.В.Сталина
Привод на колесо коляски – с механической блокировкой. Сквозь картер проходит ось тяги привода тормоза заднего колеса.
 


Источник: http://autobuy.ru/page/zhurnal_moto_russkaya_kosulya
Категория: Мои статьи | Добавил: amper (16.06.2016)
Просмотров: 324 | Теги: мотоцикл | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: